Подшипником называют опору или направляющую, определяющую положение движущихся частей по отношению к другим частям механизма. Подшипники качения работают преимущественно при трении качения и состоят из двух колец, тел качения и сепаратора, отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцовых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба - дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.
В некоторых узлах машин в целях уменьшения габаритов, а также повышения точности и жесткости применяют так называемые совмещенные опоры: дорожки качения при этом выполняют непосредственно на валу или на поверхности корпусной детали.
Некоторые подшипники качения изготовляют без сепаратора. Такие подшипники имеют большее число тел качения и, следовательно, большую грузоподъемность. Однако предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.
Нагружающие подшипник силы подразделяют на:
- радиальную, действующую в направлении, перпендикулярном оси подшипника;
- осевую, действующую в направлении, параллельном оси подшипника.
Подшипники качения классифицируют по следующим основным признакам:
• по форме тел качения - шариковые и роликовые, причем последние могут быть с роликами: цилиндрическими короткими, длинными и игольчатыми, а также бочкообразными, коническими, бомбинированными - с небольшой (7-30 мкм на сторону) выпуклостью поверхности качения - и витыми -пустотелыми;
• по направлению воспринимаемой нагрузки - радиальные, предназначенные для восприятия только радиальных или преимущественно радиальных сил (некоторые типы могут воспринимать и осевые силы); радиально-улорные - для восприятия радиальных и осевых сил; подшипники регулируемых типов без осевой силы работать не могут; упорные - для восприятия осевых сил, радиальную силу не воспринимают; упорно-радиальные - для восприятия осевых и небольших радиальных сил;
• по числу рядов тел качения - одно-, двух- и четырехрядные;
• по основным конструктивным признакам - самоустанавливающиеся (например, сферические самоустанавливаются при угловом смещении осей вала и отверстия в корпусе) и несамоустанавлнвающиеся; с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца, сдвоенные и др.
Деление подшипников в зависимости от направления действия воспринимаемой нагрузки носит в ряде случаев условный характер. Например, шариковый радиальный однорядный подшипник успешно применяют для восприятия не только комбинированных (совместно действующих радиальной и осевой), но и чисто осевых нагрузок, а упорно-радиальные подшипники обычно используют только для восприятия осевых нагрузок.
Кроме основных подшипников каждого типа выпускают их конструктивные разновидности.
Условные обозначения подшипников качения
Маркировка подшипников состоит из их условного обозначения в соответствии с ГОСТ 3189-89 и условного обозначения предприятия-изготовителя. Маркировку в зависимости от применяемого технологического процесса наносят на любые поверхности подшипника, кроме поверхностей качения.
Маркирование проводят любым способом, не вызывающим коррозии подшипников. При маркировании собранных подшипников электрографическим способом ток не должен проходить через тела качения.
ГОСТ 3189-89 устанавливает систему условных обозначений подшипников и распространяется на шариковые и роликовые подшипники (кроме подшипников по ГОСТ 4060 и ГОСТ 24310).
Построение условного обозначения подшипников. Основное условное обозначение подшипника состоит из 7 основных знаков, обозначающих следующие признаки:
- размерную серию (серию диаметров и серию ширин) по ГОСТ 3478;
- тип и конструктивное исполнение по ГОСТ 3395;
- диаметр отверстия.
Основное условное обозначение подшипника характеризует основное исполнение:
- с кольцами и телами качения из подшипниковой стали ШХ15;
- класса точности 0 по ГОСТ 520;
- с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации.
Порядок расположения знаков основного условного обозначения подшипников приведен на схемах 1 и 2.
Схема 1 - для подшипников с диаметром отверстия до 10 мм, кроме подшипников с диаметрами отверстий 0,6; 1,5 и 2,5 мм.
Схема 2 - для подшипников с диаметром отверстия 10 мм и более, кроме подшипников с диаметрами отверстия 22, 28, 32, 500 мм и более.
Схема 1
Схема 2
Дополнительные знаки условного обозначения располагают справа и слева от основного условного обозначения. Дополнительные знаки справа начинают с прописной буквы, а дополнительные знаки слева отделены от основного условного обозначения знаком тире.
Условное обозначение подшипника, состоящее из основных знаков и дополнительных знаков, является полным условным обозначением.
Частным случаем полного условного обозначения является основное условное обозначение.
Расшифровку знаков выполняют в порядке перечисления справа налево.
Обозначение диаметра отверстия. Схема 1.
Первый знак, обозначающий диаметр отверстия подшипника, должен быть равен номинальному диаметру отверстия. Диаметры отверстия подшипников: 0,6; 1,5; 2,5 мм - обозначают через дробь. Если диаметр отверстия подшипника выражен дробным числом, кроме перечисленных выше значений, то ему присваивают обозначение диаметра отверстия, округленного до целого числа. В условном обозначении таких подшипников на втором месте ставят цифру 5.
Двухрядные сферические шариковые радиальные подшипники с диаметром отверстия до 9 мм сохраняют условное обозначение по ГОСТ 5720.
Схема 2. Первые два знака обозначают диаметр отверстия подшипника. Диаметры отверстия, кратные 5, обозначают частным от деления значения этого диаметра на 5.
Обозначения диаметров отверстия подшипников от 10 до 17 мм приведены в табл. 31.
31. Обозначения диаметров отверстия подшипников от 10 до 17 мм
Диаметр отверстия
подшипника, мм |
Обозначение |
10 |
00 |
12 |
01 |
15 |
02 |
17 |
03
|
Диаметры отверстия от 10 до 17 мм, не перечисленные в табл. 31, должны иметь обозначение по ближайшему указанному диаметру. В условном обозначении таких подшипников на третьем месте ставят цифру 9.
Диаметры отверстия, равные 22, 28, 32, 500 мм и более, обозначают через дробь.
Для подшипников с диаметром отверстия 500 мм и более внутренний диаметр обозначают знаками, равными номинальному диаметру.
Диаметры отверстия, выраженные дробным числом или числом, не кратным 5, обозначают знаками, равными приближенному целому числу, полученному от деления значения диаметра на 5. В условном обозначении таких подшипников на третьем месте ставят цифру 9.
Для подшипников шариковых упорных двойных за диаметр отверстия принимают номинальный диаметр отверстия тугого кольца одинарного подшипника.
Обозначение размерных серий. Размерная серия подшипника - сочетание серий диаметров и ширин (высот), определяющее габаритные размеры подшипника.
Для подшипников установлены следующие серии (ГОСТ 3478):
диаметров 0, 8, 9, 1, 7, 2, 3, 4 и 5;
ширин или высот 7, 8, 9, 0, 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Перечень серий диаметров указан в порядке увеличения размера наружного диаметра подшипника при одинаковом диаметре отверстия. Перечень серий ширин или высот указан в порядке увеличения размера ширины или высоты.
Второй знак схемы 1 и третий знак схемы 2, обозначающие серию диаметров совместно с седьмым знаком, обозначающим серию ширин (высот), обозначают размерную серию подшипника.
Серия ширин (высот), имеющая знак О, в условном обозначении не указывается.
Третий знак схемы 1 - всегда 0.
Подшипники, нестандартные по внутреннему диаметру или ширине, относят к неопределенной серии и обозначают знаком б или 7 на втором месте схемы 1 и знаком 7 или 8 на третьем месте схемы 2 при нестандартном наружном диаметре или ширине. Такие подшипники не имеют в обозначении седьмого знака (серию ширин).
Обозначение типов подшипников. четвертый знак схем 1 и 2 обозначает тип подшипника:
Тип подшипника |
Обозначение |
Шариковый радиальный |
0 |
Шариковый радиальный сферический |
1 |
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами |
2 |
Роликовый радиальный сферический |
3 |
Роликовый игольчатый или с длинными цилиндрическими роликами |
4 |
Радиальный роликовый с витыми роликами |
5 |
Радиально-упорный шариковый |
6 |
Роликовый конический |
7 |
Упорный или упорно-радиальный шариковый |
8 |
Упорный или упорно-радиальный роликовый |
9 |
Обозначение конструктивного исполнения. Пятый и шестой знаки схем 1 и 2 обозначают конструктивные исполнения подшипников. Конструктивные исполнения для каждого типа подшипников обозначают цифрами от 00 до 99.
Основные конструктивные исполнения подшипников - по ГОСТ 3395.
Обозначение серии ширин, конструктивного исполнения и типа подшипника, имеющее знак 0 (00), стоящий левее последней значащей цифры, опускают, если серия ширин схем 7 и 2 обозначена знаком 0. В этом случае условное обозначение подшипника может состоять из двух, трех или четырех цифр.
Примеры основных условных обозначений.
Примеры основных условных обозначений подшипников по схеме 1:
1000094 - подшипник шариковый радиальный однорядный с диаметром отверстия 4 мм, серии диаметров 9, серии ширин 1, основного конструктивного исполнения;
25 - подшипник шариковый радиальный однорядный с диаметром отверстия 5 мм, серии диаметров 2, серии ширин О, основного конструктивного исполнения;
184009/1,5 - подшипник шариковый радиальный однорядный с упорным бортом на наружном кольце с диаметром отверстия 1,5 мм, серии диаметров 9, серии ширин 1;
1068 - подшипник шариковый радиальный сферический основного конструктивного исполнения с диаметром отверстия 8 мм, неопределенной серии (6).
Примеры основных условных обозначений подшипников по схеме 2:
32205 - подшипник роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами без бортов на внутреннем кольце с диаметром отверстия 25 мм, серии диаметров 2, серии ширин 0;
4074103 - подшипник радиальный роликовый игольчатый с массивными кольцами с диаметром отверстия 17 мм, серии диаметров 1, серии
ширин 4;
901 - подшипник радиальный шариковый однорядный с диаметром отверстия 12,7 мм (01 - обозначение ближайшего из указанных в табл. 31 диаметра отверстия 12 мм), неопределенной серии (9);
602/32 - подшипник радиальный шариковый однорядный с защитной шайбой, с диаметром отверстия 32 мм серии диаметров 2, серии ширин 0;
20071/1175 - подшипник роликовый конический однорядный основного конструктивного исполнения с диаметром отверстия 1175 мм серии диаметров 1, серии ширин 2.
Знаки, обозначающие дополнительные требования, проставляют слева и справа от основного обозначения.
Слева от основного обозначения проставляют знаки, определяющие класс точности (7, 8, 0, 6Х, б, 5, 4, 2, Т), группу радиального зазора по ГОСТ 21810 (0, 1, 2, 3, ..., 9; для радиально-упорных шариковых подшипников обозначают степень преднатяга: 1, 2, 3), момент трения (1, 2, 3, ..., 9 - обозначения рядов моментов трения) и категорию подшипника (А, В, С).
Знаки располагают в порядке перечисления справа налево от основного обозначения подшипника и отделяют от него зна
ком тире, например: А125-3000205, где 3000205 - основное обозначение; 5 - класс точности; 2 - группа радиального зазора;1 - ряд момента трения; А - категория подшипника.
В условном обозначении подшипников класса точности 6Х проставляют знак X.
Знак категории в условном обозначении подшипников не указывают для подшипников, не отнесенных к категориям А, В и С.
В условном обозначении подшипников категории С, а также подшипников, не отнесенных к категориям, имеющих величину зазора по нормальной группе и при отсутствии требования по моменту трения, класс точности 0 не указывают: 205.
Знаки дополнительных технических требований к подшипникам категорий А и В обозначают в соответствии с техническими условиями на эти подшипники и указывают перед обозначением категории.
В условном обозначении подшипников с регламентированным моментом трения, со значением зазора по нормальной группе, т.е. не имеющей в обозначении знака зазора, на его месте проставляют букву М, например: А1М5-1000900, В1МО-205, В2М6-306.
В условном обозначении подшипников категории С знак категории не проставляют.
Обозначение категорий А и В указывают:
- перед знаком зазора - при отсутствии требований по моменту трения и группе зазора, отличной от нормальной, например А25-204;
- перед классом точности - при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например А5-205; при этом для подшипников класса точности 0 в обозначении проставляют знак "0", например В0-205.
Для роликовых конических подшипников категории С и подшипников, не отнесенных к категориям, по монтажной высоте установлены нормальная и повышенная точности.
Для подшипников повышенной точности слева от основного обозначения после знака класса точности проставляют дополнительный знак "У", например 6У-7510.
Справа от основного обозначения проставляют знаки, определяющие материалы деталей (например, Ю - все детали подшипника или часть деталей из нержавеющей стали), конструктивные изменения (например: К - для роликовых цилиндрических подшипников обозначает стальной штампованный сепаратор;
М - роликовые подшипники с модифицированным контактом), требования к температуре отпуска (например, T1. - температура отпуска 225 °С), смазочный материал (например, C1- смазочный материал ОКБ-122-7), требования по уровню вибрации (Ш, Ш1...Ш5 - с возрастанием цифрового индекса величина уровня вибрации уменьшается).
Более подробно обозначения и порядок расположения дополнительных знаков приведены в ГОСТ 3189-89.
Пример условного обозначения подшипника с дополнительными знаками:
А75-3180206ЕТ2С2 - подшипник шариковый радиальный однорядный с двусторонним уплотнением, с диаметром отверстия 30 мм серии диаметров 2, серии ширин 3, класса точности 5, радиальный зазор - по группе 7, при отсутствии требований по моменту трения, категории А с сепаратором из пластического материала (Е), температура стабилизирующего отпуска колец 250 °С (Т2), заполнен на заводе-изготовителе смазочным материалом ЦИАТИМ-221 (С2).
|