Рекомендуемые конструкции термопластичных подшипников скольжения (тпс)
Анализ существующих конструкций полимерных подшипников скольжения показал, что наибольшее распространение получил подшипник, в котором изготовленная методом литья под давлением цилиндрическая втулка запрессована с определенным натягом в металлическую деталь или промежуточную обойму. Такая конструкция проверена в производственных условиях,
ЗОа. Основные размеры, мм, термопластичных подшипников скольжения
d |
D |
DI |
t |
b |
k
|
с |
/ |
Номинальный |
Предельное отклонение |
Номинальный |
Предельное отклонение |
Номинальный |
Предельное отклонение |
Номинальный |
Предельное отклонение |
10 |
+0,032 |
16 |
+0,006 |
20 |
-0,3
-0,5
|
0,5 |
1,0 |
2,5 |
0,3 |
8 |
-0,2 |
12 |
18 |
22 |
10 |
14 |
20 |
+0,007 |
25 |
12 |
15 |
+0,075 |
22 |
28 |
1,0 |
0,5 |
16 |
18 |
25 |
30 |
3,0 |
16 |
20 |
+0,040 |
28 |
+0,008 |
32 |
22 |
30 |
35 |
25 |
+0,092 |
32 |
38 |
-0,3
-0,6
|
1,5 |
1,5 |
3,5 |
1,0 |
20 |
-0,4 |
28 |
35 |
40 |
4,0 |
30 |
40 |
45 |
25 |
32 |
+0,050 |
50 |
5,0 |
35 |
45 |
+0,010 |
30 |
40 |
50 |
55 |
35 |
45 |
+0,112 |
55 |
60 |
40 |
50 |
60 |
65 |
306. Основные размеры, мм, втулок из термопластов
Отверстие стальной обоймы (детали) выполняют по посадке Н7 (ГОСТ 25346-89), шероховатость его поверхности не выше Rz 20 мкм
d |
d1 |
d2 |
|
/ |
D2 |
b |
с |
СФД |
АТМ-2 |
|
Предельное отклонение |
Номинальный |
Предельное отклонение |
Номинальный |
Предельное отклонение |
Номинальный |
СФД |
АТМ-2 |
10 12 |
9,60
11,60 |
±0,05 |
10,27
12,27 |
±0,02 |
11,20
13,20 |
±0,05 |
±0,02 |
10
12 |
16 18 |
1,0 |
1,0 |
14 |
13,70 |
14,38 |
15,30 |
14 |
20 |
15 16 |
14,70
15,70 |
15,38
16,38 |
17,30
18,30 |
22 |
18 |
17,80 |
18,50 |
20,40 |
18 |
25 |
20 22 |
19,80
21,80 |
±0,07 |
20,52
22,52 |
±0,03 |
22,40
24,40 |
±0,07 |
±0,03 |
28 30 |
1,5 |
25 28 |
24,80
28,0 |
25,63
28,73 |
28,50
31,60 |
22 |
32 35 |
1,5 |
30 |
30,0 |
30,73 |
33,60 |
28 |
40 |
32 |
32,0 |
±0,10 |
32,75 |
±0,04 |
35,60 |
±0,10 |
±0,04 |
45 |
2,5 |
35 |
35,0 |
35,80 |
38,70 |
40
45 50 |
40,0
45,0
50,0 |
40,95
45,95
50,95 |
43,80
48,80
53,80 |
35
40 45 |
50
55 60 |
удобна при монтаже, эксплуатации и ремонте.
В табл. ЗОа приведены конструкции и основные размеры ТПС с рабочим диаметром 10—50 мм. Эти размеры наиболее характерны для основного количества станочных подшипниковых узлов. Для взаимозаменяемости полимерных и металлических подшипников рабочие и посадочные размеры ТПС в основном соответствуют стандартам на втулки подшипниковые из чугуна, бронзы, порошковых материалов и биметалла.
Смазочные канавки и отверстия выполняются по усмотрению конструктора. В подшипнике из АТМ-2 исполнение смазочных канавок и отверстий нецелесообразно. Конструкцией предусмотрена запрессовка рабочей термопластичной втулки в стальную обойму. Если это конструктивно целесообразно и технологически выполнимо, следует запрессовать втулку непосредственно в деталь, в которой подшипник будет эксплуатироваться.
Конструкция втулок из материалов СФД и АТМ-2 и основные размеры приведены в табл. 30б.
Рекомендуемые размеры втулок подшипников из углепластиков
ЗОв. Размеры, мм, втулок подшипников из углепластика АФ-ЗТ
|
Диаметры |
/ |
с |
Сфера |
D |
d |
H |
R |
16-25
25-40
40-70 |
8-15
15-25
25-50 |
6-10
10-20
20-30 |
3-6
6-10
10-20 |
0,8-1,0
1,0-1,5
1,5
1,5-2,0 |
8-10
10-15
15 20
20-30 |
70-105
105-150 |
50-80
80-120 |
30-50
50-70 |
20-30
30-50 |
30
30-40
40-60
60-70 |
2,0
2,0
2,0-3,0
3,0-3,5 |
150—220
220-260
260-300 |
120-180
180-220
220-250 |
70-100
100-130
130-150 |
50 75
75-90
90-100 |
30г. Размеры, зазоры и натяги, мм, в сопряжениях втулок из углепластиков АМС-1
Внутренний
диаметр
втулки d |
Толщина
стенки
втулки |
Радиус
скругления
R |
Ширина / |
Зазор
по валу |
Натяг
по корпусу |
8-10 |
2-4 |
1-2 |
4-10 |
0,02-0,04 |
0,03-0,05 |
10-15 |
4-7 |
2 |
10-15, ". |
0,04-0,06 |
0,03-0,05 |
15-30 |
7-10 |
3 |
15-25 |
0,06-0,08 |
0,05-0,10 |
30-50 |
7-10 |
3-4 |
25-40 |
0,08-0,10 |
0,05—0,10 |
50-75 |
10-12 |
4-5 |
40-70 |
0,10—0,15 |
0,10-0,15 |
75-120 |
12-15 |
5-6 |
70-100 |
0,15-0,25 |
0,15-0,20 |
120-170 |
15-20 |
5-6 |
100-150 |
0,15-0,25 |
0,15-0,20 |
170-210 |
15-20 |
5-6 |
150—190 |
0,15-0,25 |
0,15—0,20 |
210-250 |
20-25 |
5-6 |
190-220 |
0,15-0,25 |
0,15-0,20 |
Недостатками подшипников из углепластиков является хрупкость, что может привести к их растрескиванию и скалыванию. Вследствие отклонения от соосности вала нагрузка по ширине подшипника распределена неравномерно. Поэтому максимальные напряжения в цилиндрических подшипниках скольжения возникают у краев втулки.
Повысить нагрузочную способность подшипников из углепластиков и увеличить прочность можно скруглением их кромок (табл. ЗОв).
Необходимые зазоры и натяги (табл. ЗОг) обеспечиваются без механической обработки.
Наружный диаметр подшипника определяется толщиной стенки втулки, а радиус скругления принимают в зависимости от внутреннего диаметра втулки. Наружный диаметр втулки соответствует размерному ряду шарикоподшипников легкой серии 2 ГОСТ 8338-75*.
|