* Вид допуска на боковой зазор используется при изменении соответствия между видом сопряжения и видом
допуска. Примечание. Величина Fr, устанавливается в соответствии с нормой кинематической точности по табл. 27.
37. Нормы бокового зазора, мкм (показатели — ЕWms или + ЕWmi — слагаемое 1 и — ЕWs, или +ЕWi)
Примечание. Величина наименьшего отклонения средней длины общей нормали ЕWms ( ЕWmi) определяется
сложением слагаемого I (табл. 37) со слагаемым II (табл. 38).
Например, величина ЕWms для колеса 8-й степени точности с d = 300 мм, m = 5 мм,
сопряжения С будет равна:
— 110 мкм по табл. 37 и —18 мкм по табл. 38.
Таким образом, ЕWms = (-110)+(-18)=-128 мкм (или ЕWmi = +128 мкм). Величина наименьшего
отклонения длины общей нормали ЕWs, определяется по табл. 37. Эта величина равна - 110 мкм.
39. Нормы бокового зазора, мкм (ТWm - допуск на среднюю длину общей нормали)
Вид
сопря-
жения
Вид
до-
пуска*
Допуск на радиальное биение зубчатого венца Fr
До
8
Св.
8
до
10
Св.
10
до
12
Св.
12
до
16
Св.
16
до
20
Св.
20
до
25
Св.
25
до
32
Св.
32
до
40
Св.
40
до
50
Св.
50
до
60
Св.
60
до
80
Св.
80
до
100
Св.
100
до
125
Св.
125
до
160
Св.
160
до
200
Св.
200
до
250
Св.
250
до
320
Св.
320
до
400
Св.
400
до
500
Св.
500
до
630
Св.
630
до
800
Н,Е
h
16
16
18
20
20
20
22
25
25
28
30
40
55
70
80
100
100
140
160
200
280
D
d
20
25
25
25
28
30
35
40
40
40
60
70
80
100
120
140
160
240
250
350
500
С
с
28
30
30
35
40
45
45
50
60
70
90
110
120
140
180
240
280
300
400
550
600
В
b
35
40
40
40
45
50
55
60
70
100
100
120
140
200
250
300
350
450
550
700
900
А
а
45
50
50
55
60
60
80
90
100
110
140
150
180
240
280
350
450
550
700
800
1000
—
z
60
60
60
70
70
80
100
110
120
140
180
200
250
300
400
500
600
800
800
1100
1400
—
У
70
80
90
90
100
110
120
160
180
220
240
300
350
400
500
600
800
900
1100
1400
2000
—
х
90
100
100
110
120
140
160
180
220
250
300
350
400
550
700
800
1100
1200
1400
1800
2400
* Вид допуска на боковой зазор используется при изменении соответствия между видом сопряжения и видом
допуска. Примечание. Величина Fr устанавливается в соответствии с нормой кинематической точности по табл. 27.
40. Нормы бокового зазора, мкм (ТW - допуск на длину общей нормали)
Вид
сопря-
жения
Вид
до-
пуска*
Допуск на радиальное биение зубчатого венца Fr
До
8
Св.
8
до
10
Св.
10
до
12
Св.
12
до
16
Св.
16
до
20
Св.
20
до
25
Св.
25
до
32
Св.
32
до
40
Св.
40
до
50
Св.
50
до
60
Св.
60
до
80
Св.
80
до
100
Св.
100
до
125
Св.
125
до
160
Св.
160
до
200
Св.
200
до
250
Св.
250
до
320
Св.
320
до
400
Св.
400
до
500
Св.
500
до
630
Св.
630
до
800
Н,Е
h
20
20
25
28
28
30
35
40
50
60
70
80
100
140
160
200
250
300
400
450
600
D
d
25
28
28
30
35
40
50
55
60
70
100
110
140
180
200
250
300
400
500
600
700
С
с
35
35
35
40
50
55
60
70
80
100
120
140
180
200
280
350
400
500
600
700
1000
В
b
35
40
50
50
55
60
70
80
100
120
140
180
200
280
350
400
500
600
700
1000
1200
А
а
50
55
55
60
70
80
100
110
120
140
180
200
250
300
350
500
600
700
1000
1100
1400
—
z
60
70
70
70
80
100
110
120
140
180
200
250
300
350
500
600
800
1000
1100
1400
1800
—
У
80
80
100
100
110
120
140
180
200
250
280
350
400
500
600
800
1000
1100
1400
1800
2500
—
х
100
110
110
120
140
140
180
200
250
280
350
400
500
600
800
1000
1200
1400
1800
2000
2800
* Вид допуска на боковой зазор используется при изменении соответствия между видом сопряжения и видом
допуска. Примечание. Величина Fr устанавливается в соответствии с нормой кинематической точности по табл. 27.
* Вид допуска на боковой зазор используется при изменении соответствия между видом сопряжения и видом
допуска. Примечание. Величина Fr устанавливается в соответствии с нормой кинематической точности по табл. 27.
43. Нормы бокового зазора (показатели Ea''s и Еa''i)
Ea''s
Для зубчатых колес с внешними зубьями равно + f"i по табл. 29
Для зубчатых колес с внутренними зубьями равно +ТH по табл. 36
Еa''i
Для зубчатых колес с внешними зубьями равно +ТH по табл. 36
Для зубчатых колес с внутренними зубьями равно + f"i по табл. 29
Конструкции цилиндрических зубчатых колес
Литые стальные и чугунные колеса.
Толщина δo обода литого колеса (рис. 22) должна быть возможно меньше, чтобы она не отличалась значительно от толщины спиц. Минимальная толщина
где mt — торцовый модуль, мм; z — число зубьев колеса.
Формула действительна при наличии на ободе ребер жесткости высотой h не менее толщины δo ; рекомендуется принимать h = 2δo . Толщину ребра следует брать примерно (0,8 ÷1)δo . При ширине литого колеса b< d/12— его выполняют однодисковым или со спицами овального сечения, а при большой ширине — со спицами, показанными на рис. 23. При da < 1000 мм иb = 100 ÷ 200 мм спицы выполняют Н-образными (рис. 22, a), крестообразными (рис. 22, б) и двутавровыми (рис. 22, в). Н-образные спицы предпочтительнее, так как в отливках остаточные напряжения получаются меньше. Колеса с da < 2500 мм выполняют с шестью спицами.
Размер H спицы с Н-образным сечением при толщине стенки спицы (0,8÷1) δo (большие значения относятся к b/mt > 25 ) принимают
Если при найденном H спицы не уменьшаются на ступице, то H следует выбрать из условия сопряжения спиц со ступицей (например, при шести спицах H ≈ 0,6dст, где dст - диаметр ступицы) и рассчитать на изгиб по изгибающему моменту по спицам Мсп ≈ 0,1 Pd (здесь Р - окружная сила). Суживать спицы к ободу следует не больше, чем на 20%.
Ширина края обода, не поддерживаемая спицами, n ≤ 0,15b.
Толщина ступицы
где dв - диаметр отверстия ступицы, мм.
Длина ступицы l = (1,5÷2) dв , но не меньше ширины колеса b.
44. Рекомендуемые натяга для стальных бандажей зубчатых колес и чугунных центров
Номинальный диаметр D, мм
Отклонение, мкм
Натяг, мм
отверстия
вала
нижн.
верхн.
+
верхн.
+
нижн.
+
наиб.
наим.
Св. 500 до 600
0
80
560
480
560
400
» 600 » 700
0
125
700
575
700
450
» 700 » 800
0
150
800
650
800
500
» 800 » 1000
0
200
950
750
950
550
» 1000 » 1200
0
275
1200
925
1200
650
» 1200 » 1500
0
375
1500
1125
1500
750
Бандажироваиные колеса. Толщина бандажа (рис. 23)
при z < 150;
δб=0,016d+ 10 при z ≥ 150,
где mt и d - в мм.
Толщина обода чугунного центра δоц≈δб. Для предохранения бандажа от проворачивания или сдвига с центра с каждой стороны колеса ввинчивают 3-6 стопорных винтов диаметром (0,5 ÷ 0,6)δб и длиной, равной трехкратному диаметру.
Размеры спиц и ступицы центров такие же, как для литых колес.
Однодисковая конструкция предпочтительна при окружной скорости V > 10 м/с вследствие меньших потерь масла на разбрызгивание.
Меньшие колебания натяга, чем приведенные в табл. 44, могут быть достигнуты, если при проточке центра за номинальный диаметр будет принят внутренний диаметр уже расточенного бандажа колеса. Такой способ обработки применяют при повышенных требованиях к посадке бандажа на центр (например, при ударной или вибрационной нагрузке). При толщине бандажа меньше (4 ÷ 5) mt также рекомендуется сужать поля натяга указанным способом. Следует учитывать, что при натягах больше 0,001 D возможны разрушения от впадины между зубьями.
Рис. 24. Конструкция армированных зубчатых колес: a - шлицевое соединение с валом; б - соединение с валом посредством специальной втулки
Рис. 25. Конструкция армированных зубчатых колес:
а - венец из термопласта; б - наборный венец из слоистого пластика
Пластмассовые колеса. Одно из колес в паре делают пластмассовым (текстолит, лигнофоль, капрон, нейлон и др.), а другое — чугунным или стальным с закалкой. Такое сочетание материалов обеспечивает практически бесшумную работу зубчатой передачи при больших окружных скоростях.
Основной недостаток пластмассовых колес — низкие допускаемые нагрузки (в 2—3 раза меньше, чем для стальных колес), ограничиваемые выносливостью против выкрашивания и износостойкостью рабочих поверхностей зубьев.
Армирование пластмассовых зубчатых колес талью или чугуном также проводят для повышения прочности при изгибе зубьев, усиления соединения зубчатого колеса с валом, придания стабильности размерам пластмассового венца.
На рис. 24 показаны варианты армирования зубчатых колес из слоистых пластиков методами осевой стяжки заклепками (рис. 24, а) и болтами
(рис. 24, б). Если зубчатое колесо надевается на вал непосредственно, то соединять его с валом целесообразно с помощью шлицев (см. рис. 24, а). Допускаемые напряжения при расчете шлица на смятие рекомендуется назначать для полиамидов 7—10 МПа; для полиформальдегида и текстолита 12— 15 МПа.
На рис. 25 показаны конструкции армированных колес. Здесь зубчатый венец выполнен из полимера, а диски и ступицы из стали. Это позволяет осуществлять смену изношенных зубчатых венцов даже без съема колес с вала.
Для термопластических материалов армирующие элементы при изготовлении зубчатых колес или составных заготовок вводят в сопряжение с пластмассовыми венцами непосредственно в процессе отливки (рис. 26).
Однако усадочное сокращение длины и ширины венца при остывании, содействуя более плотному сопряжению, одновременно вызывает внутренние напряжения, остающиеся в материале весьма длительное время. Термическая обработка способствует частичному снятию внутренних напряжений.
Правила выполнения чертежей зубчатых колес
Общие указания при выполнении чертежей цилиндрических колес зубчатых реек и конических зубчатых колес. Таблицы параметров должны состоять из трех частей, которые разделяются сплошными основными линиями: первая часть — основные данные, вторая — данные для контроля, третья — справочные данные.
Неиспользуемые строки таблиц параметров следует исключать или прочеркивать.
Размеры фасок или радиусы кривизны линий притупления на кромках зубьев допускается указывать в технических требованиях чертежа вместо указания на изображении зубчатой детали.
В третьей части таблицы параметров для колес указывают обозначение сопрягаемого колеса, для реек — при необходимости.
Рис. 26. Армированное зубчатое колесо из термопласта
Правила выполнения чертежей цилиндрических зубчатых колес
В первой части таблицы параметров указывают:
нормальный исходный контур со ссылкой на соответствующий ГОСТ;
коэффициент смещения х с соответствующим знаком; при отсутствии смещения следует проставлять 0;
степень точности и вид сопряжения по нормам бокового зазора по соответствующему стандарту и обозначение этого стандарта. Во второй части таблицы параметров венца приводят данные для контроля взаимного положения разноименных профилей зубьев по одному из следующих вариантов: постоянная хорда зуба ŝс и высота до постоянной хорды ĥс;
длина общей нормали W, толщина по хорде зуба ŝy и высота до хорды ĥay; торцовый размер по роликам (шарикам) М и диаметр ролика
(шарика) D. В третьей части таблицы параметров венца приводят при необходимости прочие справочные данные, например: шаг зацепления, осевой шаг, ход зуба и размеры элементов зубьев для контроля.
Если зубчатое колесо имеет два и более венца (табл. 48), то венец и соответствующая колонка таблицы должны быть обозначены одной прописной буквой русского алфавита.
Более подробно о правилах выполнения чертежей цилиндрических зубчатых колес см. ГОСТ 2.403-75.
Примеры указания параметров зубчатого венца на чертежах колес приведены в табл. 45—48.