Смазочный материал в подшипниках качения применяют в целях снижения трения скольжения и изнашивания в контакте тел качения с кольцами, сепаратором и сепаратора с направляющими бортиками колец. Он предохраняет тела качения, кольца и сепаратор от непосредственного контакта и коррозии, обеспечивает отвод теплоты.
Смазывание подшипников выполняют с помощью пластичных смазочных материалов и жидких масел. В некоторых случаях используют твердые смазочные материалы.
Выбор вида смазочного материала зависит от условий эксплуатации и главным образом от температуры подшипника, частоты вращения, действующих нагрузок, конструкции подшипника и подшипникового узла. При этом должны быть учтены специальные требования к моменту трения, сроку службы смазочного материала.
Для смазывания подшипников качения, работающих в обычных условиях, преимущественно применяют пластичные смазочные материалы, которые по сравнению с маслами обладают следующими достоинствами: не требуют сложных уплотнительных устройств, имеют более высокие свойства защиты от коррозии, более экономичны.
Однако применение жидких смазочных материалов позволяет снизить момент трения, увеличить предельную частоту вращения в 1,2-1,5 раза. С их помощью происходит отвод теплоты и удаление продуктов износа. В узлах с упорно-радиальными роликовыми подшипниками предпочтительно применение жидких смазочных материалов.
Для подшипников, работающих в условиях, при которых жидкие и пластичные смазочные материалы неприменимы (например, вакуум, высокие и низкие температуры, агрессивные среды, радиоактивное излучение, оборудование пищевой и текстильной промышленности, оптические системы), используют твердые смазочные материалы.
Пластичные смазочные материалы состоят в основном из жидкой основы, загустителя и присадок, улучшающих эксплуатационные характеристики. Загуститель, на долю которого приходится 8-25% всей массы смазочного материала, образует трехмерный каркас, в ячейках которого удерживается масло. Поэтому при небольших нагрузках пластичный смазочный материал ведет себя как твердое тело: не растекается под действием собственных сил тяжести, удерживается на наклонных и вертикальных поверхностях. Природа и свойства загустителя оказывают большое влияние на эксплуатационные свойства смазочного материала.
Для подшипников применяют смазочные материалы на кальциевом, натриевом и литиевом загустителях. В качестве дисперсионной среды применяют минеральные и синтетические масла, а также их смеси.
Наиболее употребительные пластичные смазочные материалы и их основные эксплуатационные характеристики приведены в табл. 92, 93. Действующая на подшипник нагрузка и химическое старение ограничивают срок службы пластичных смазочных материалов.
Различают смазывание с постоянным количеством смазочного материала, рассчитанным на весь срок службы подшипника, и с периодическим добавлением и сменой смазочного материала. В первом случае срок службы смазочного материала равен или больше срока службы подшипников или цикла ремонта машин с вмонтированными в них подшипниками. К этому виду смазывания относятся закрытые подшипники, заполненные смазочным материалом при изготовлении. В подшипниках закрытого типа в основном используют смазочные материалы: ЦИАТИМ-201, Литол-24, ЛЗ-31, ОКБ-122-7, ЦИАТИМ-221, ВНИИНП-207. Эти же сорта могут быть рекомендованы для обычных подшипников.
В процессе эксплуатации подшипника запас пластичного смазочного материала при необходимости пополняют или заменяют. Время работы подшипника на одной закладке смазочного материала может изменяться в широком диапазоне.
Периодичность замены смазочного материала определяется в основном частотой вращения подшипника, его габаритами, конструкцией, сортом смазочного материала, эффективностью уплотнений.
92. Характеристики пластичных смазочных материалов общего назначения
для подшипников качения
Смазочный материал
Динамическая вязкость,
Па-с, при t, °С
Предел прочности,
Па, при t, °С
Рабочая температура,
°С
Заменитель
-15
0
50
80
Для нормальных температур (гидратированные кальциевые солидолы)
Солидолы синтетические:
пресс-солидол С
солидол С
250 ÷ 600
300 ÷1000
≤100
≤200
≥100
≥200
-
-
-40 ÷ 50
-30 ÷70
Солидол УС-1
Солидол УС-2, пресс-солидол С
Солидолы жировые:
пресс-солидол УС-1
солидол УС-2
150 ÷ 350
300 ÷ 600
≤100
≤250
≥100
≥200
-
-
-40 ÷ 50
-30 ÷ 70
Пресс-солидол С
Солидол С
Для повышенных температур (натриевые и натриево-кальциевые)
92. Характеристики разных пластичных смазочных материалов для подшипников качения
Смазочный материал
Динамическая вязкость,
Па-с, при t, °С
Предел прочности,
Па, при t, °С
Рабочая температура,
°С
Заменитель
-15
0
50
80
Многоцелевые
Литол-24
800 ÷ 1500
(при 30 °С)
80÷ 120
(при 20 °С)
400÷ 600
≥ 150
-40÷ 130
Фиол-3
Фиол-1
230 ÷ 600
(при -20 °С)
50÷ 100
(при 20 °С)
200÷ 250
≥100
-40 ÷ 120
Фиол-2, Литол-24
Фиол-2
400 ÷ 800
(при -20 °С)
80÷ 120
(при 20 °С)
200÷ 250
≥ 120
-40 ÷ 120
Фиол-3, Литол-24
Фиол-3
800 ÷ 1500
(при -30 °С)
100÷ 150
(при 20 °С)
400÷ 600
≥ 200
-40÷ 130
Литол-24, Фиол-2
Фиол-2М
420 ÷ 800
(при -20 °С)
80÷ 120
(при 20 °С)
300÷ 450
≥100
-40 ÷ 120
Литол-24
(с 2 % MoS2)
Высокотемпературные
Униол-1
1000 ÷ 2000
(при - 30 °С)
15÷ 30
(при 80 °С)
250÷ 600
150÷ 400
-30 ÷ 150
(кратковременно
до 180)
Литол-24
(до 130 °С)
ЦИАТИМ-221
≤800 (при -50 °С)
10÷ 30
(при 80 °С)
≥ 120
100 ÷ 150
-60 ÷ 160
(кратковременно
до 180)
ВНИИНП-207
ВНИИНП-257
200 (при -50 °С)
29 (при 20 °С)
80÷100
(при 20°С)
≥80
(при 50°С)
-60 ÷ 150
ВНИИНП-274
ВНИИНП-274
290 (при -50 °С)
30÷ 60
(при 20 °С)
200÷ 350
(при 20°С)
≥110
(при 50 °С)
-80 ÷ 130
ВНИИНП-257
Гироскопические
ВНИИНП-228
3000 (при -50 °С)
15÷ 25
(при 20 °С)
50÷ 150
(при 20°С)
50÷ 150
(при 50°С)
-45 ÷ 150
-
ВНИИНП-260
4000 (при -30 °С)
20÷ 40
(при 20 °С)
110÷ 170
(при 20°С)
50÷ 180
(при 50 °С)
-20 ÷ 180
-
Индустриальные
Сиол
200 (при -20 °С)
-
140÷ 180
-
-30 ÷ 130
ЦИАТИМ-20
Железнодорожные
Железнодорожный ЛЗ-ЦНИИ
1100 (при -30 °С)
10÷ 20
(при 80 °С)
≥200
200 ÷ 300
-40 ÷ 110
ЖРО
Для роликовых подшипников ЖРО
≤2000 (при -30 °С)
60÷ 80
(при 80 °С)
≥300
150 ÷ 250
-50 ÷ 120
Литол-24
Специализированные автомобильные
ЛЗ-31
500 (при -15 °С)
75 (при 80 °С)
300÷ 400
250÷ 350
-40 ÷ 130
-
№158
1000 (при -15 °С)
30 (при 80 °С)
> 120
50÷ 100
-30 ÷ 100
Литол-24
ВНИИНП-207
≤1400 (при -30 °С)
55 (при 50 °С)
200÷ 250
70÷ 110
-60 ÷ 180
(кратковременно
до 200)
ЦИАТИМ-221
ВНИИНП-231
≤550 (при -40 °С)
10÷ 50
(при 80 °С)
250÷ 400
> 100
-60 ÷ 250
(кратковременно
до 300)
-
ВНИИНП-246
≤500 (при -40 °С)
95 (при 50 °С)
250÷ 500
70÷ 250
-60 ÷ 200
(кратковременно
до 250)
-
Специализированные автомобильные
ПФМС-46
1000÷ 1500
10÷ 30 (при
80 °С)
100÷ 150
80÷ 150
-30 ÷ 300
(кратковременно
до 400)
ВНИИНП-231
Графитол
250÷ 600 (при 0 °С)
35 (при 80 °С)
200÷ 500
200÷ 600
-15 ÷ 160
-
Силикон
≤550 (при 0 °С)
67,5 (при 80 °С)
≥500
300÷ 500
-40 ÷ 160
-
Низкотемпературные
ЦИАТИМ-201
2500÷ 3500
(при -60°С)
80÷ 170
(при 0 °С)
250÷ 500
130÷ 250
-60 ÷ 90
ЦИАТИМ-203
ЦИАТИМ-203
2000÷ 4000
(при -50°С)
100÷ 300
(при 0 °С)
≥250
150÷ 300
-50 ÷ 100
ЦИАТИМ-201
MC-70
2500÷ 5000
≤230
100÷ 300
≤50
-50 ÷ 65
ЦИАТИМ-201
Для электромеханических приборов
ОКБ-122-7
≤1800 (при -30 °С)
190 (при 20 °С)
1000÷1500
(при 20°С)
≥300
(при 50°С)
-40 ÷ 120
ЦИАТИМ-202,
ЦИАТИМ-201
ЦИАТИМ-202
≤1500 (при -30 °С)
50÷ 80
(при 20 °С)
200÷300
(при 20 °С)
≥120
(при 50 °С)
-40 ÷ 120
ОКБ-122-7
Приближенно период tд, ч, между добавлением смазочного материала можно определить по формуле
tд = 106K/(nÖd) - C
где n - частота вращения, об/мин; d - диаметр отверстия подшипника, мм; К, С - коэффициенты, зависящие от конструкции подшипника (табл. 94).
Количество смазочного материала в подшипнике определяется конструкцией подшипника и частотой его вращения. Для медленно вращающихся подшипников (отношение рабочей частоты вращения к предельной n/nпр < 0,2) допустимо полное заполнение смазочным материалом подшипника и свободного пространства корпуса. При более высокой частоте вращения ( n/nпр = 0,2...0,8) свободное пространство в корпусе должно быть заполнено на 50... 25%, а при n/nпр > 0,8 - не заполнено, заполняется только подшипник.
При прочих равных условиях стойкость смазочного материала в цилиндрических роликоподшипниках в 2 раза ниже, чем в шарикоподшипниках, а в конических и сферических роликовых - в 10 раз.
94. Значения коэффициентов К и С
Тип подшипника
К
С
Радиальные шариковые и роликовые особо легких и легких серий диаметров
Радиально-упорные шариковые легких серий диаметров и радиальные шариковые и роликовые средних серий диаметров
Радиально-упорные шариковые средних серий диаметров, радиальные шариковые и роликовые тяжелых серий диаметров
75
64
53
18
Двухрядные сферические роликовые и радиально-упорные конические роликовые легкой серии диаметров
Радиально-упорные конические роликовые средней серии диаметров
Двухрядные сферические роликовые средней серии диаметров и радиально-упорные конические роликовые тяжелой серии диаметров
21
19
16
7
В качестве жидкого смазочного материала для подшипников в большинстве случаев используют очищенные минеральные (нефтяные) масла.
Жидкие синтетические масла (диэфирные, полиалкиленгликолевые, фтористо-углеродные, силиконовые) по сравнению с минеральными, имеют лучшие показатели по стабильности, вязкости и температуре застывания. Их применяют при крайне высоких или низких температурах и высоких частотах вращения.
Силиконовые масла используют при незначительных нагрузках, С/Р > 40. Основным недостатком синтетических смазочных материалов является более низкая стойкость при высоком давлении и более высокая стоимость.
В табл. 95 приведены основные эксплуатационные характеристики масел, применяемых для смазывания подшипников качения.
При выборе отдают предпочтение маслу, применяемому в сопряженных узлах (подшипники и зубчатые колеса смазывают обычно из общей масляной ванны). Применение масел с большей вязкостью целесообразно при больших нагрузках и малых скоростях.
При выборе масла необходимо учитывать размеры подшипника, действующую на него нагрузку и частоту вращения, а также его рабочую температуру. Рабочей температурой считается температура, которую можно измерить при работе узла на неподвижном кольце подшипника.
Для средних и крупных шарико- и роликоподшипников (кроме роликовых сферических, упорных и конических) при нормальных атмосферном давлении и температуре, невысоких нагрузках (С/Р > 10) и отношении рабочей частоты вращения к предельной n/nпр < 0,67 используют смазочное масло с рабочей кинематической вязкостью менее 12 мм2/с.
Для быстроходных и малонагруженных подшипников допустимо применение масел меньшей вязкости. При этом предпочтительно применять масла с присадками, защищающими подшипники от коррозии и старения.
Для подшипников, работающих при высоких нагрузках (С/Р< 10), целесообразно применять противозадирные присадки. При смазывании масляным туманом используемое масло должно обеспечивать хорошее образование тумана и стойкость к окислению.
Для выбора масла в соответствии с требованиями условий эксплуатации целесообразно пользоваться номограммами (рис. 40 и 41). По среднему диаметру dm, мм, подшипника и частоте вращения п, об/мин, определяют требуемую вязкость v1, мм2/с, масла при рабочей температуре t (рис. 40), а затем - первоначальную v при обычно принятой при определении вязкости масла температуре 40 °С (рис. 41).
Пример. Определить вязкость масла для смазывания подшипника со средним диаметром dm = 380 мм при частоте вращения п = 500 об/мин и рабочей температуре узла t = 70 °С. Решение. По номограмме рис. 40 определяем, что при dm = 380 мм и n = 500 об/мин вязкость v1 масла при рабочей температуре узла должна быть не ниже 13 мм2/c. По номограмме рис. 41 находим, что при рабочей температуре t = 70 °С вязкость v1 = 13 мм2/с будет у масла, имеющего при температуре t = 40 °С вязкость v = 38 мм2с.
95. Основные эксплуатационные характеристики масел для подшипников качения
Марка масла
Стандарт или ТУ
Кинематическая вязкость,
мм2с, при температуре, °С
Температура, °С
40
100
вспышки
застывания
Индустриальные масла
И-5А
6÷8
-
140
-25
И-8А
9÷11
-
150
-20
И-12А
13÷17
-
170
-30
И-20А
ГОСТ 20799
29÷35
-
200
-15
И-З0А
41÷51
-
210
-15
И-40А
61÷75
-
220
-15
И-50А
90÷110
-
225
-15
Авиационные масла
МС-14
14
215
-30
МС-20
ГОСТ 21743
-
20,5
265
-18
МК-22
22
250
-14
Автомобильные масла
M-8-B1
8
200
-25
M-8-Г1
8
210
-30
М-63/10-Г1
10
210
-30
M-12-Г1
ГОСТ 17479.1
-
12
220
-25
M-8-Г2
8
200
-25
М-10-Г2
11
205
-15
М-8-Г2К
8
200
-30
М-10-Г2К
11
200
-15
Трансмиссионные масла
ТМ-3-9
10
128
-40
ТМ-3-18
ГОСТ 17479.2
15
180
-20
ТМ-5-18
110÷120*
17
200
-25
ТСп-15К
16
180
-25
ТСп-14ГИП
14
180
-25
ТСз-9ГИП
ОСТ 88-10-1158-78
9
160
-50
ТСГИП
21 -32
-
-20
ТМ5-2рк
ТУ38.101844-80
12
180
-45
Турбинные масла
Т22
20÷23*
-
180
-15
Т30
28÷32*
-
180
-10
Т46
44÷48*
-
195
-10
Т57
(Турборедукторное)
55÷59*
-
195
-
Турбинные масла с присадками
Тп-22
28,8÷ 35,2
-
186
-15
Тп-30
ГОСТ 9972
41,4÷50,6
-
190
-10
Тп-46
61,2÷74,8
-
220
-10
Приборные масла
МВП
ГОСТ 1805
6,5÷8,0*
-
125
-60
Легированные масла
ИГП-18
7÷9*
-
-
ИГП-38
ТУ 38101413
28÷31*
-
-
-
Легированные масла с противозадирной присадкой
ИСп-40
ТУ 38101238
34,2÷40,5*
-
-
ИСп-110
109,5÷118,5*
-
-
Синтетические масла
Смазочное 132-08
ГОСТ 18375
45÷57* при 20°С
-
173
-70
ВНИИНП-50-1-4ф
ГОСТ 13076
3,2
204
-60
ИПМ-10
3,0
190
-50
МП 605
14÷20
200
-60
ВНИИНП-7
7,5÷8
210
-60
• Значения кинематической вязкости указаны при эталонной температуре 50 °С
Рис. 40. Номограмма для определения вязкости v1 масла при рабочей температуре по среднему
диаметру dm подшипника и частоте n его вращения
Рис. 41. Номограмма для определения первоначальной вязкости v масла,
обеспечивающей требуемую вязкость v1 при рабочей температуре t
Для большинства подшипников средних габаритов (кроме роликовых сферических, конических и роликовых упорных), работающих при нормальных условиях, рекомендуется применять масла с кинематической вязкостью при рабочей температуре v = 12 мм2с; для роликовых конических и сферических - v = 20 мм2с; для роликовых упорных - v = 30 мм2с. Масла с вязкостью менее 12 мм2с используют для высокоскоростных малогабаритных подшипников, особенно когда требуются небольшие пусковые моменты.
Если частота вращения подшипника не превышает 10 об/мин, то применяют масла более высокой вязкости. Это относится также к тяжелонагруженным подшипникам и подшипникам, работающим при высокой температуре. При значительных потерях на трение скольжения следует применять масла с противозадирными присадками.
Для крупных медленно вращающихся подшипников (бессепараторные, конические, сфероконические роликоподшипники) следует применять высоковязкие масла. При Dpwn ≤ 1000 мм об/мин кинематическая вязкость масла должна быть v = 300 ... 500 мм2/с (при 50 °С), а при Dpwn = 1000 ... 10000 мм об/мин кинематическая вязкость масла должна быть v= 150 ... 300 мм2/с.
Для высокоскоростных подшипников, работающих в условиях низких температур, необходимо применять масла низкой вязкости.
Срок службы масла определяется не только продолжительностью его работы в узле, но и естественным старением, особенно при попадании в него пыли и воды. Браковочными признаками служат увеличенное кислотное число (более 5 мг КОН на 1 кг масла), повышенное содержание воды (более 1%) и наличие механических примесей (более 0,5%).
Интервал смены масла зависит от условий работы подшипника, качества масла и мер по его сохранению, а также от его количества. Для подшипников, работающих в масляной ванне при температуре до +50 °С и достаточно защищенных от внешних загрязнений, масло можно заменять один раз в год. При тяжелых условиях работы и температуре +100 °С масло необходимо заменять не реже чем один раз в три месяца.
Способ подачи жидкого смазочного материала зависит от конструкции всего механизма и размещения в нем подшипникового узла, расположения вала с подшипниками (горизонтальное, вертикальное), частоты вращения подшипников, назначения механизма, требований к надежности смазочной системы, доступности мест обслуживания, межремонтного периода и других условий эксплуатации.
Наиболее распространенные в подшипниковых узлах системы подачи масла: масляная ванна; с помощью фитилей и разбрызгивания; с помощью винтовых канавок, конических насадок, дозирующих масленок, периодическим впрыскиванием; масляным туманом; воздушно-масляная.
Масло к подшипникам может подаваться без циркуляции его в узле и с циркуляцией (замкнутой или проточной).
Для подшипников, работающих при умеренных частотах вращения и горизонтальном расположении вала, применяют наиболее простые способы смазывания -разбрызгиванием и с помощью масляной ванны. В последнем случае масло заливают в корпус так, чтобы его уровень был несколько ниже центра нижнего шарика или ролика. Если при разбрызгивании на подшипник подается слишком много масла от зубчатых передач, можно использовать маслоотражательные устройства.
Узел с вертикальным расположением вала можно смазывать с помощью конической насадки, расположенной в масляной ванне и подающей масло к подшипнику под действием центробежных сил, а также с помощью выполненных на валу винтовых канавок.
Смазывание с помощью капельных дозирующих масленок применяют для подшипниковых узлов как с горизонтальным, так и с вертикальным расположением вала. Как и при смазывании масляным туманом, этот способ обеспечивает удаление продуктов износа, а отработавшее масло повторно не используют.
В простейших случаях используют фитильное смазывание, обеспечивающее подачу масла в небольших дозированных количествах, причем фитиль выполняет роль надежного фильтра. Чаще фитиль располагают прилегающим к конусной шайбе на валу, распыляющей при своем вращении подсасываемое масло. Фитильное смазывание применяют для подшипников малых и средних размеров. Оно обеспечивает циркуляцию смазочного материала и вымывание продуктов износа, может быть использовано при вертикальном и горизонтальном положениях вала для подшипников, работающих при частотах вращения выше предельной.
Недостатками фитильного смазывания являются незначительная подача масла и малый отвод теплоты. Лучшими противоизносными качествами по сравнению с фитилями из ниток обладают фитили из фетра.
При фитильном смазывании кинематическая вязкость масла должна быть не более 55 мм2с.
В случае когда подшипник работает при высокой частоте вращения и значительных нагрузках, рекомендуют применять циркуляционное смазывание. При этом масло под давлением через форсунки подают в подшипник, затем его очищают, охлаждают и снова подают к подшипнику.
Смазывание масляным туманом, основанное на принципе пульверизации, в настоящее время находит самое широкое применение как для подшипниковых узлов, работающих при высокой частоте вращения (шлифовальные шпиндели и др.), так и для тяжелонагруженных узлов (подшипниковые опоры листопрокатных станов). Масляный туман образуют капельки масла диаметром 1 ... 2 мкм, распыленные в воздухе.
Преимущество смазывания масляным туманом заключается в минимальном расходе масла при интенсивном воздушном охлаждении подшипника. Кроме того, избыточное давление воздуха внутри подшипникового узла предохраняет опору от попадания в нее загрязнений извне.
Масляно-воздушные смазочные системы имеют преимущества по сравнению со смазыванием масляным туманом: более крупные капельки масла лучше налипают на поверхность подшипника и остаются на его рабочих поверхностях, и только незначительная часть масла с воздушным потоком попадает в окружающую среду. В масляно-воздушной смазочной системе масло периодически импульсным насосом подают в установку для образования масляно-воздушной смеси, которую затем впрыскивают в подшипник.
Для подшипников, работающих в условиях вакуума, коррозионных сред и высоких температур, а также при необходимости сохранения чистоты окружающей среды применяют твердые смазочные материалы. Возможно использование этих материалов в виде порошков, тонких покрытий или в виде самосмазывающегося конструкционного материала для изготовления сепараторов. Смазочный материал может быть размещен в специальных камерах и емкостях в самом подшипнике.
Наибольшее распространение в качестве твердых смазочных материалов имеют дисульфид молибдена, дисульфид вольфрама, графит, фторопласт, а также составленные на их основе композиции. Выпускают твердые смазочные материалы в виде порошков, паст, коллоидно-диспергированных или суспензированных в жидкостях и добавляемых в смазочные материалы или непосредственно наносимых на детали подшипников, в виде брикетов, применяемых для изготовления сепараторов. Применяют также металлические покрытия из свинца, серебра, никеля, кобальта, индия, золота.
Недостатками твердых смазочных материалов являются сравнительно высокие энергетические потери и повышенный износ. Одна из основных причин выхода из строя подшипников с твердыми смазочными материалами - разрушение сепаратора, которое наступает вследствие попадания продуктов износа на дорожки качения колец и износа перемычек. Как правило, подшипники с твердыми смазочными материалами имеют значительные ограничения по частотам вращения и нагрузкам.