Классы точности подшипников
ГОСТ 520—89 устанавливает классы точности подшипников (табл. 32). Перечень классов точности дан в порядке повышения точности.
32. Классы точности подшипников
Класс точности * |
Тип подшипника |
0, 6, 5, 4, 2, Т |
Шариковые и роликовые |
радиальные и шариковые |
радиально-упорные |
0, 6, 5, 4, 2 |
Упорные и упорно-радиальные |
0, 6Х, 6, 5, 4, 2 |
Роликовые конические |
• Дополнительные классы точности подшипников - 8 и 7 - ниже класса точности 0 установлены для применения по заказу потребителей в неответственных узлах.
|
Классы точности подшипников характеризуют значениями предельных отклонений размеров, формы, положения поверхностей подшипников.
В зависимости от наличия требований по уровню вибрации или уровня других дополнительных технических требований установлены три категории подшипников -А, В, С.
К категории А, относят подшипники классов точности 5, 4, 2, Те одним из комплексных дополнительных требований по уровню вибраций, допускаемым отклонениям от круглости поверхностей качения, значениям осевого и радиального биений, соответствующих следующему, более высокому классу точности, моменту трения, контролю угла контакта и др.
К категории В относят подшипники классов точности 0, 6Х, 6, 5 с одним из дополнительных требований по уровню вибраций, допускаемым отклонениям от круглости поверхностей качения, значениям осевого и радиального биений, соответствующих следующему, более высокому классу точности, моменту трения, контролю угла контакта, повышенным требованиям по высоте, монтажной высоте и ширине подшипника.
К категории С относят подшипники классов точности 8, 7, 0, 6, к которым не предъявляют дополнительные требования, установленные для подшипников категорий А и В, а также другие требования, не указанные в ГОСТ529-89. Конкретные значения дополнительных технических требований устанавливают в технических условиях на подшипники категорий А, В, С или в конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
По заказу потребителя допускается изготовление подшипников определенного класса точности в соответствии с требованиями ГОСТ 520-89 без отнесения к категориям А, В, С, при этом дополнительные требования, предусмотренные для подшипников категорий А, В, С, не устанавливают.
Предельные отклонения
Установлены предельные отклонения размерных параметров:
для подшипников: - шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных;
- роликовых конических;
- закрытых шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических;
-упорных;
- упорно-радиальных;
-классов точности 8 и 7-в технических условиях на подшипники категории С;
для конических отверстий с конусностью 1:12 внутренних колец подшипников (в том числе поставляемых в сборе с закрепительными или стяжными втулками).
Предельные отклонения наружного диаметра D1 упорного борта роликовых конических подшипников с упорным бортом на наружном кольце всех классов точности - h9 по ГОСТ 25347.
Номинальный угол уклона конического отверстия конусностью 1:12 а/2 = 2°23'9,4" = 2,38594° = 0,041643 рад.
Номинальный больший диаметр конического отверстия при ширине В кольца d1=d+ В/12.
У сферических подшипников, принадлежащих к серии 4 или более широкой серии, конусность отверстия должна быть 1:30 (номинальный угол конуса а = 1°54'34,9").
Наружные кольца и неразъемный комплект, состоящий из внутреннего кольца, сепаратора и шариков, разъемных радиально-упорных шарикоподшипников типа 6000, должны быть взаимозаменяемыми.
Съемные кольца роликовых радиальных подшипников и комплект, состоящий из кольца, сепаратора и роликов, могут быть как взаимозаменяемыми, так и невзаимозаменяемыми. Наружные кольца, а также внутренние кольца с комплектом тел качения роликовых конических однорядных подшипников должны быть взаимозаменяемыми.
Предельные размеры монтажных фасок - по ГОСТ 3478.
Для оценки точности выполнения размеров и формы подшипников качения используют специальные обозначения и термины (табл. 33). Значения предельных отклонений приведены в табл. 34-50.
33. Обозначения и термины, относящиеся к размерам и точности изготовления
подшипников качения
Термин |
Определение |
Номинальный диаметр отверстия
(наружный диаметр) d (D)
Номинальный больший диаметр
конического отверстия d1
Номинальный диаметр отверстия
тугого кольца двойного упорного
подшипника d2
|
Диаметр отверстия (наружный диаметр), относительно которого определяют
предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений
Больший диаметр конического отверстия, относительно которого определяют
предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений
Диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника,
относительно которого определяют предельные размеры и который служит
началом отсчета отклонений
|
Единичный диаметр отверстия (наружный диаметр) ds (Ds)
|
Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности отверстия (наружной поверхности) радиальной плоскостью
|
Отклонения единичного диаметра отверстия (наружного диаметра) ∆ds (∆Ds)
|
Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами отверстия (наружными диаметрами)
|
Единичный диаметр большего диаметра конического отверстия d1s
|
Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности большего конического отверстия радиальной плоскостью
|
Отклонение единичного диаметра большего диаметра конического отверстия d1s
|
Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами большего диаметра конического отверстия
|
Средний диаметр отверстия (наружный диаметр) в единичном сечении dmp (Dmp) Отклонение среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичном сечении ∆dmp (∆Dmp)
|
Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия (наружных диаметров) в одном и том же единичном сечении разность между средним диаметром отверстия (наружным диаметром) в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия (наружным диаметром)
|
Средний диаметр большего диаметра конического отверстия в единичном сечении d1mp
|
Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров большего диаметра конического отверстия в одном и том же единичном сечении
|
Отклонение среднего диаметра большего диаметра конического отверстия в единичном сечении
|
Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным значением большего диаметра конического отверстия
|
Средний диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении d2mp
|
Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в одном и том же единичном сечении
|
Отклонение среднего диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении ∆d2mp
|
Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника
|
Отклонение конусности
∆d1mp - ∆dmp(∆ds-∆ds)
|
Разность отклонений средних диаметров в единичных сечениях большего диаметра и диаметра конического отверстия. (Разность отклонений единичных диаметров большего диаметра и диаметра конического отверстия)
|
Непостоянство единичного диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичном сечении Vdp (VDp )
|
Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия (наружными диаметрами) в единичном сечении
|
Непостоянство единичного диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении Vd2p
|
Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении
|
Непостоянство среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) Vdmp(VDmp)
|
Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами в единичных сечениях
Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия (наружными диаметрами) в крайних сечениях
|
Номинальная ширина (монтажная высота) подшипника В, С (T)
|
Размер ширины (монтажной высоты) подшипника, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений
Примечание. Символ В применяют в том случае, когда номинальной шириной подшипника является расстояние между торцами внутреннего кольца или когда ширины внутреннего и наружного колец подшипника одинаковы и их теоретические торцы лежат в одной плоскости; символ С - для обозначения ширины подшипника, являющейся расстоянием между торцами наружного кольца; символ Т - для обозначения расстояния между торцом внутреннего кольца и противоположным торцом наружного кольца
|
Номинальная ширина внутреннего (наружного) кольца В (С)
|
Размер ширины кольца, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений
|
Единичная ширина кольца Вs, Сs,
|
Расстояние между точками пересечения торцов кольца подшипника с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к базовому торцу кольца
|
Отклонение единичной ширины кольца ∆Вs, ∆ Сs,
|
Алгебраическая разность между единичной и номинальной ширинами кольца
|
Непостоянство единичной ширины кольца VBs, Vcs
|
Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами отдельного кольца
|
Действительная монтажная высота подшипника Тs
|
Расстояние между точками пересечения оси подшипников с двумя плоскостями, касательными к действительным базовым торцам колец, ограничивающим ширину подшипника, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца установлены для ограничения ширины подшипника
Примечание. Монтажная высота конического однорядного подшипника определяется при условии наличия контакта дорожек качения наружного и внутреннего колец и упорного бортика широкого торца внутреннего кольца со всеми роликами
|
Отклонение действительной монтажной высоты подшипника ∆Тs
|
Алгебраическая разность между действительной и номинальной монтажными высотами подшипника
|
Радиальное биение внутреннего кольца радиального и радиально-упорного подшипника в сборе Кin
|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на наружной цилиндрической поверхности подшипника до поверхности отверстия при вращении внутреннего кольца. в направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца.
|
Радиальное биение наружного кольца радиального и радиально-упорного подшипника в сборе Кеа
|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на поверхности отверстия внутреннего кольца до наружной цилиндрической поверхности подшипника при вращении наружного кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца
|
Осевое биение дорожки качения внутреннего кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) Sia
|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца.
Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками
|
Осевое биение дорожки качения наружного кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) Sea
|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца.
Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками
|
Торцовое биение базового торца внутреннего кольца Sd
|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости на расстоянии, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца
|
Осевое биение дорожки качения внутреннего кольца роликового конического подшипника в сборе Sia
|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипники, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца.
Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами
|
Осевое биение дорожки качения наружного кольца роликового конического подшипника в сборе Sea
|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца.
|
Отклонение от перпендикулярности образующей наружной цилиндрической поверхности относительно базового торца Дд
Осевое биение дорожки качения тугого (свободного) кольца упорного подшипника Sj (Sе)
|
Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами
Наибольшее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к базовому торцу наружного кольца, точек, расположенных на общей образующей наружной цилиндрической поверхности на расстоянии от торцов, равном наибольшему предельному осевому размеру фаски
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении ОТ середины дорожки качения до опорного торца кольца
|
34. Предельные отклонения (мкм) внутренних колец шариковых и роликовых радиальных
и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 0
d, мм |
∆dmp ниж-
нее*2 |
∆ds*1 |
Vdp для серии диаметров |
Vdmp |
Кid |
Sd |
Sid*3 |
∆Bs нижнее*2 |
VBs, не более |
верх-
нее |
ниж-
нее |
0;8;9 |
1;7 |
2(5); 3(6);4 |
одинар-
ного |
сдвоен-
ного*4 (компле-
ктного) |
не более |
10 ÷ 18 |
-8 |
+3 |
-11 |
10 |
8 |
6 |
6 |
10 |
20 |
24 |
-120 |
-256 |
20 |
18 ÷ 30 |
-10 |
+3 |
-13 |
13 |
10 |
8 |
8 |
13 |
20 |
24 |
-120 |
-250 |
20 |
30 ÷50 |
-12 |
+3 |
-15 |
15 |
12 |
9 |
9 |
15 |
20 |
24 |
-120 |
-250 |
20 |
50 ÷ 80 |
-15 |
+4 |
-19 |
19 |
19 |
11 |
11 |
20 |
25 |
30 |
-150 |
-380 |
25 |
80 ÷120 |
-20 |
+5 |
-25 |
25 |
25 |
15 |
15 |
25 |
25 |
30 |
-200 |
-380 |
25 |
*1 Двухточечное измерение подшипников серии диаметров 8; 9; 1; 2 (5); 3 (6) и 4; 1 при d ≤ 40мм; 2(5)при d ≤180мм
*2 Верхнее предельное отклонение равно нулю.
*з Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, кроме сферических.
*4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников.
Примечания: 1. Наибольший предельный размер ширины внутреннего кольца подшипников с коническим отверстием не должен превышать номинальный размер.
2.Непостоянство ширины внутренних колец сферических подшипников с коническим отверстием не контролируют.
3. Радиальное биение внутренних колец подшипников с коническим отверстием, предназначенных для монтажа на закрепительных и стяжных втулках, не должно превышать 150 % значения, указанного в таблице, а значение ∆dmp устанавливается со знаком плюс и равным 300 % табличного значения. При этом непостоянство диаметра отверстия в единичном сечении не должно превышать поле допуска единичного диаметра отверстия ∆ds, указанного в∆dmp таблице.
35. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых
и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 0
D, мм |
Dmp
нижнее*1 |
Ds*2 |
VDp для подшипников |
VDmp |
Кеа |
Sea*3 |
открытого |
закрытого |
серии диаметров |
верхнее |
нижнее |
0;8;9 |
1;7 |
2(5); 3(6); 4 |
2(5); 3(6); 4 |
не более |
6÷18 |
-8 |
+2 |
-10 |
10 |
8 |
6 |
10 |
6 |
15 |
40 |
18÷30 |
-9 |
+2 |
-11 |
12 |
9 |
7 |
12 |
7 |
15 |
40 |
30÷50 |
-11 |
+3 |
-14 |
14 |
11 |
8 |
16 |
8 |
20 |
40 |
50÷80 |
-13 |
+4 |
-17 |
16 |
13 |
10 |
20 |
10 |
25 |
40 |
80 ÷ 120 |
-15 |
+5 |
-20 |
19 |
19 |
11 |
26 |
11 |
35 |
45 |
120÷150 |
-18 |
+6 |
-24 |
23 |
23 |
14 |
30 |
14 |
40 |
50 |
150 ÷ 180 |
-25 |
+7 |
-32 |
31 |
31 |
19 |
38 |
19 |
45 |
60 |
180 ÷250 |
-30 |
+8 |
-38 |
38 |
38 |
23 |
- |
23 |
50 |
70 |
*1Верхние предельные отклонения равны нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8, 9; 1; 2 (5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при D ≤ 22 мм; 1 при D ≤ 80 мм,
2(5) при D ≤ 315 мм. Значения, приведенные в таблице, недействительны для закрытых подшипников.
*3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
Примечание. ∆Сs = ∆Bs; VCs = VBs того же подшипника (см. табл. 34).
36. Предельные отклонения и биения (мкм) внутренних колец шариковых
и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности б
d, мм |
∆dmp нижнее*1 |
∆ds*2 |
Vdp для серии
диаметров |
Vdmp |
Kia |
Sd |
Sia*3 |
∆Bs*1 нижнее для
подшипника |
VBs
не более |
верхнее |
нижнее |
0;8;9 |
1;7 |
2(5); 3(6);4 |
одинар-
ного |
сдвоен-
ного (компле-
ктного*4) |
не более |
10 ÷ 18 |
-7 |
+1 |
-8 |
9 |
7 |
5 |
5 |
1 |
10 |
12 |
-120 |
-250 |
10 |
18÷30 |
-8 |
+1 |
-9 |
10 |
8 |
6 |
6 |
8 |
10 |
12 |
-120 |
-250 |
10 |
30÷50 |
-10 |
+1 |
-11 |
13 |
10 |
8 |
8 |
10 |
10 |
12 |
-120 |
-250 |
10 |
50÷80 |
-12 |
+2 |
-14 |
15 |
15 |
9 |
9 |
10 |
12 |
15 |
-150 |
-380 |
12 |
80 ÷ 120 |
-15 |
+3 |
-18 |
19 |
19 |
11 |
11 |
13 |
12 |
15 |
-200 |
-380 |
12 |
*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 2(5); 3(6) и 4; 1 при d ≤ 60 мм.
*3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
*4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников.
Примечания: 1. Наибольший предельный размер ширины внутреннего кольца подшипников с коническим отверстием не должен превышать номинальный размер.
2. Непостоянство ширины внутренних колец сферических подшипников с коническим отверстием не контролируют.
3. При использовании параметра ∆ds; конусообразность отверстий шариковых и роликовых подшипников - не более 50 % допуска на dmp
37. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых и роликовых радиальных
и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 6
D, мм |
Dmp нижнее*1 |
D*2 |
VDp*3 для подшипников |
VDmp |
Кеа |
Sea*4 |
VCs |
открытого |
закрытого |
серии диаметров |
верхнее |
нижнее |
0; 8; 9 |
1; 7 |
2(5);
3(6); 4 |
1; 7; 2(5);
3(6); 4 |
не более |
6÷18 |
-7 |
+1 |
-8 |
9 |
7 |
5 |
9 |
5 |
8 |
20 |
15 |
18÷30 |
-8 |
+1 |
-9 |
10 |
8 |
6 |
10 |
6 |
9 |
20 |
20 |
30÷50 |
-9 |
+2 |
-11 |
11 |
9 |
7 |
13 |
7 |
10 |
20 |
20 |
50÷80 |
-11 |
+2 |
-13 |
14 |
11 |
8 |
16 |
8 |
13 |
20 |
20 |
80 ÷120 |
-13 |
+2 |
-15 |
16 |
16 |
10 |
20 |
10 |
18 |
22 |
25 |
120 ÷ 150 |
-15 |
+3 |
-18 |
19 |
19 |
11 |
25 |
11 |
20 |
25 |
25 |
150÷180 |
-18 |
+3 |
-21 |
23 |
23 |
14 |
30 |
14 |
23 |
30 |
30 |
180÷ 250 |
-20 |
+4 |
-24 |
25 |
25 |
15 |
- |
15 |
25 |
35 |
30 |
*1 Верхнее предельное отклонение равно нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 2(5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при
D≤ 22 мм; 1 при D ≤ 95 мм. Значения недействительны для закрытых подшипников.
*3 Для колец до монтажа упорного пружинного кольца и защитной шайбы или после их снятия.
*4 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
Примечание. ∆Сs = ∆Bs того же подшипника (см. табл. 36).
38. Предельные отклонения и биения (мкм) внутренних колец шариковых и роликовых
радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 5
d, мм |
∆dmp |
∆ds*2 |
Vdp для серии
диаметров |
Vdmp |
Kia |
Sd |
Sia*3 |
∆Bs, нижнее*1 |
VBs, не
более |
для подшипника |
0; 8; 9 |
1; 7; 2(5);
3(6); 4 |
одинар-
ного |
сдвоен-
ного
(компле-
ктного)*4 |
нижнее*1 |
не более |
10÷18 |
-5 |
-5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
7 |
7 |
-80 |
-250 |
5 |
18÷30 |
-6 |
-6 |
6 |
5 |
3 |
4 |
8 |
8 |
-120 |
-250 |
5 |
30÷50 |
-8 |
-8 |
8 |
6 |
4 |
5 |
8 |
8 |
-120 |
-250 |
5 |
50 ÷80 |
-9 |
-9 |
9 |
7 |
5 |
5 |
8 |
8 |
-150 |
-250 |
6 |
80 ÷120 |
-10 |
-10 |
10 |
8 |
5 |
6 |
9 |
9 |
-200 |
-380 |
7 |
*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 7; 2 (5); 3(6) и 4.
*3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
*4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников.
Примечание. При использовании параметра ∆ds непостоянство единичного диаметра и конусообразность отверстий шариковых и роликовых подшипников - не более 50% допуска на dmр
39. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых и роликовых радиальных
и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 5
D, мм |
Dmp |
Ds*2 |
VDp*3 для серии диаметров |
VDmp |
Kea |
SD |
Sea*4 |
VGs |
0; 8 ; 9 |
1; 7; 3(6); 4 |
нижнее*1 |
не более |
6÷18 |
-5 |
-5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
8 |
8 |
5 |
18÷30 |
-6 |
-6 |
6 |
5 |
3 |
6 |
8 |
8 |
5 |
30÷50 |
-7 |
-7 |
7 |
5 |
4 |
7 |
8 |
8 |
5 |
50÷80 |
-9 |
-9 |
9 |
7 |
5 |
8 |
8 |
10 |
6 |
80÷120 |
-10 |
-10 |
10 |
8 |
5 |
10 |
9 |
11 |
8 |
120 ÷ 150 |
-11 |
-11 |
11 |
8 |
6 |
11 |
10 |
13 |
8 |
150 ÷ 180 |
-13 |
-13 |
13 |
10 |
7 |
13 |
10 |
14 |
8 |
180 ÷250 |
-15 |
-15 |
15 |
11 |
8 |
15 |
11 |
15 |
10 |
*1 Верхние предельные отклонения равны нулю.
*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 7; 2 (5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при D ≤ 22 мм. Значения недействительны для закрытых подшипников.
*3 Значения недействительны для закрытых подшипников.
*4 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
Примечание. ∆Сs = ∆Bs того же подшипника (см. табл. 38).
40. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипников
класса точности 0 категории С (нормальная точность)
d, мм |
∆dmр |
∆ds* |
Vdp |
Vdmp |
Кiа |
Sd |
∆Bs |
∆Ts |
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
не более |
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
Oт 10 до 18 включ. |
0 |
-12 |
+3 |
-15 |
12 |
9 |
15 |
20 |
0 |
-200 |
+250 |
-250 |
Св. 18 » 30 » |
-12 |
+3 |
-15 |
12 |
9 |
18 |
20 |
-200 |
+250 |
-250 |
» 30 » 50 » |
-12 |
+3 |
-15 |
12 |
9 |
20 |
20 |
-240 |
+250 |
-250 |
» 50 » 80 » |
-15 |
+4 |
-19 |
15 |
11 |
25 |
25 |
-300 |
+250 |
-250 |
» 80 » 120 » |
-20 |
+5 |
-25 |
20 |
15 |
30 |
25 |
-400 |
+500 |
-500 |
* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 - d ≤ 40 мм, 2(5) - d ≤ 180 мм.
41. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипников
класса точности 0 категории С (повышенная точность)
d, мм |
∆dmр |
∆ds* |
Vdp |
Vdmp |
Кiа |
Sd |
∆Bs |
∆Ts |
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
не более |
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
От 10 до 18 включ. |
0
|
-8 |
+3 |
-11 |
8 |
6 |
15 |
20 |
0
|
-120 |
+200 |
0 |
Св. 18 » 30 » |
-10 |
+3 |
-13 |
10 |
7,5 |
18 |
20 |
-120 |
+200 |
0 |
» 30 » 50 » |
-12 |
+3 |
-15 |
12 |
9 |
20 |
20 |
-120 |
+200 |
0 |
» 50 » 80 » |
-15 |
+4 |
-19 |
15 |
11 |
25 |
25 |
-150 |
+200 |
0 |
» 80 » 120 » |
-20 |
+5 |
-25 |
20 |
15 |
30 |
25 |
-200 |
+200 |
-200 |
* Для подшипников серий диаметров 1;2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 - d ≤ 40мм, 2(5)-d ≤ 180 мм
42. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипников
класса точности 0 категории В
d, мм |
∆dmр |
∆ds* |
Vdp |
V dmp |
Кiа |
Sd |
∆Bs |
∆Ts |
∆Tis |
верх. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
не более |
верх. |
нижн. |
верх. |
нижн. |
верх. |
нижн. |
Oт 10 до 18 включ. |
0 |
-8 |
+3 |
-11 |
8 |
6 |
15 |
20 |
0 |
-120 |
+200 |
0 |
+100 |
0 |
Св. 18 » 30 » |
-10 |
+3 |
-13 |
10 |
7,5 |
18 |
20 |
-120 |
+200 |
0 |
+100 |
0 |
» 30 » 50 » |
-12 |
+3 |
-15 |
12 |
9 |
20 |
20 |
-120 |
+200 |
0 |
+100 |
0 |
» 50 » 80 » |
-15 |
+4 |
-19 |
15 |
11 |
25 |
25 |
-150 |
+200 |
0 |
+100 |
0 |
» 80 » 120 » |
-20 |
+5 |
-25 |
20 |
15 |
30 |
25 |
-200 |
+200 |
-200 |
+100 |
-100 |
*Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 - d ≤ 40 мм, 2(5) - d≤ 180мм.
43. Предельные отклонения, мкм, наружных колец роликовых конических подшипников
класса точности 0 категории С
D, мм |
∆Dmp |
∆Ds* |
VDp |
VDmp |
Kea |
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
не более |
От 18 до 30 включ. |
0 |
-12 |
+2 |
-14 |
12 |
9 |
18 |
Св. 30 » 50 » |
-14 |
+3 |
-17 |
14 |
11 |
20 |
» 50 » 80 » |
-16 |
+4 |
-20 |
16 |
12 |
25 |
» 80 » 120 » |
-18 |
+5 |
-23 |
18 |
14 |
35 |
» 120 » 150 » |
-20 |
+6 |
-26 |
20 |
15 |
40 |
» 150 » 180 » |
-25 |
+7 |
-32 |
25 |
19 |
45 |
» 180 » 250 » |
-30 |
+8 |
-38 |
30 |
23 |
50 |
*Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 -D ≤ 80 мм, 2 - D≤ 315 мм.
Примечание. Предельные отклонения ширины колец не нормированы. Однако наибольший размер ширины колец не должен превышать номинальный размер.
44. Предельные отклонения, мкм, наружных колец роликовых конических подшипников
класса точности 0 категории С (повышенная точность)
D, мм |
∆Dmp |
∆Ds* |
VDp |
VDmp |
Kea |
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
не более |
От 18 до 30 включ. |
0 |
-9 |
+2 |
-11 |
9 |
6 |
18 |
Св. 30 » 50 » |
-11 |
+3 |
-14 |
11 |
8 |
20 |
» 50 » 80 » |
-13 |
+4 |
-17 |
13 |
9 |
25 |
» 80 » 120 » |
-15 |
+5 |
-20 |
15 |
11 |
35 |
» 120 » 150 » |
-18 |
+6 |
-24 |
18 |
14 |
40 |
» 150 » 180 » |
-25 |
+7 |
-32 |
25 |
19 |
45 |
» 180 » 250 » |
-30 |
+8 |
-38 |
30 |
23 |
50 |
* Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 -D ≤ 80 мм, 2 - D≤ 315 мм.
Примечание. Предельные отклонения ширины колец не нормированы. Однако наибольший размер ширины колец не должен превышать номинальный размер.
45. Предельные отклонения, мкм, наружных колец роликовых конических подшипников
класса точности 0 категории В
D, мм |
∆Dmp |
∆Ds* |
VDp |
VDmp |
Kea |
∆Сs* |
∆Т2s* |
верхи. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
не более |
верхн. |
нижн. |
верхн. |
нижн. |
От 18 до 30 включ. |
|
-9 |
+2 |
-11 |
9 |
6 |
18 |
Равно ∆Вs,
того же
подшип-
ника |
+100 |
0 |
Св. 30 » 50 » |
|
-11 |
+3 |
-14 |
11 |
8 |
20 |
+100 |
0 |
» 50 » 80 » |
|
-13 |
+4 |
-17 |
13 |
9 |
25 |
+100 |
0 |
» 80 » 120 » |
0 |
-15 |
+5 |
-20 |
15 |
11 |
35 |
+100 |
0 |
» 120 » 150 » |
|
-18 |
+6 |
-24 |
18 |
14 |
40 |
+100 |
-100 |
» 150 » 180 » |
|
-25 |
+7 |
-32 |
25 |
19 |
45 |
+200 |
-100 |
» 180 » 250 » |
|
-30 |
+8 |
-38 |
30 |
23 |
50 |
+200 |
-100 |
*Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 -D≤ 80мм, 2 - D≤ 315 мм.
46. Предельные отклонения, мкм, тугих колец
упорных и упорно-радиальных подшипников
d, d2, MM |
Классы точности 0, 6, 5 |
Классы точности 4 и 2 |
∆dmp, ∆d2mp
нижние |
Vdp, V2dp
не более |
∆dmp, ∆d2mp
нижние |
Vdp, V2dp
не более |
Менее 18 |
-8 |
6 |
-7 |
5 |
18÷30 |
-10 |
8 |
-8 |
б |
30 ÷50 |
-12 |
9 |
-10 |
8 |
50÷80 |
-15 |
11 |
-12 |
9 |
80 ÷120 |
-20 |
15 |
-15 |
11 |
*Верхние предельные отклонения равны нулю.
47. Предельные отклонения, мкм, свободных колец
упорных и упорно-радиальных подшипников
D, мм |
Классы точности 0, 6, 5 |
Классы точности 4 и 2 |
∆Dmp нижние* |
Vdp не более |
∆Dmp нижние* |
Vdp, не более |
10 ÷ 18 |
-11 |
8 |
-7 |
5 |
18÷30 |
-13 |
10 |
-8 |
6 |
30÷50 |
-16 |
12 |
-9 |
7 |
50÷80 |
-19 |
14 |
-11 |
8 |
80 ÷ 120 |
-22 |
17 |
-13 |
10 |
*Верхние предельные отклонения равны нулю.
48. Биения, мкм, тугих и свободных колец шариковых и роликовых упорных подшипников
d, мм |
Sj = Se, не более, для подшипников класса точности |
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
Менее 18 |
10 |
5 |
3 |
2 |
1 |
18÷30 |
10 |
5 |
3 |
2 |
1,2 |
30÷50 |
10 |
6 |
3 |
2 |
1,5 |
50÷80 |
10 |
7 |
4 |
3 |
2 |
80÷120 |
15 |
8 |
4 |
3 |
2 |
Примечание. Для двойного подшипника допускаемые осевые биения Si и Sе равны осевым биениям соответствующего (при том же наружном диаметре) одинарного подшипника.
49. Предельные отклонения, мкм, наружных колец закрытых шариковых и роликовых радиаль-
ных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников
D, мм |
∆Ds для подшипников класса точности |
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
верхнее |
нижнее |
верхнее |
нижнее |
верхнее |
нижнее |
верхнее |
нижнее |
верхнее |
нижнее |
6÷ 18 |
-5 |
-13 |
+3 |
-10 |
+2 |
-7 |
+1 |
-6 |
+1 |
-4 |
18÷ 30 |
-6 |
-15 |
+4 |
-12 |
+3 |
-9 |
+2 |
-7 |
+1 |
-5 |
30÷50 |
-8 |
-19 |
+6 |
-15 |
+4 |
-11 |
+3 |
-9 |
+1 |
-5 |
50÷ 80 |
-10 |
-23 |
+8 |
-19 |
+6 |
-15 |
+3 |
-10 |
+1 |
-5 |
80÷120 |
-13 |
-28 |
+10 |
-23 |
+8 |
-18 |
+3 |
-11 |
+1 |
-5 |
120÷ 150 |
-15 |
-33 |
+12 |
-27 |
+9 |
-20 |
- |
- |
- |
- |
150÷180 |
-19 |
-44 |
+15 |
-33 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечания: 1. Значения действительны для шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников класса точности 0 серий диаметров 1; 2 (5); 3(6) и 4, причем для серии диаметров 1 D ≤ 80 мм.
2. Значения действительны для шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников класса точности 6 серии диаметров: 1; 7 2 (5); 3(6) и 4, причем для серии диаметров 1 D ≤ 95 мм.
50. Предельные отклонения, мкм, конических отверстий с конусностью 1:12 внутренних колец
подшипников класса точности 0
d, мм |
∆d∆dmр |
∆d1mр - ∆dmр |
Vdp*2
не более |
∆ds
верхнее*1 |
∆d1s-∆ds |
верхнее*1 |
10÷ 18 |
+18 |
+18 |
10 |
+27 |
+18 |
18÷30 |
+21 |
+21 |
13 |
+33 |
+21 |
30÷50 |
+25 |
+25 |
15 |
+39 |
+25 |
50÷80 |
+30 |
+30 |
19 |
+46 |
+30 |
80 ÷120 |
+35 |
+35 |
25 |
+54 |
+35 |
*1 Нижние предельные отклонения равны нулю.
*2 Относится к любой единичной радиальной плоскости отверстия.
Материалы.
Твердость колец и тел качения
Марку стали, твердость, обозначение других материалов, применяемых для изготовления деталей подшипников, указывают в конструкторской документации.
Твердость колец и роликов из наиболее часто применяемых марок сталей приведена в табл. 51. Твердость шариков из этих материалов 63 ... 67 НRСэ.
Неоднородность по твердости в пределах одного кольца подшипника должна быть не более 3 НRСэ.
51. Твердость колец и роликов,
работающих при температуре до 100 °С, НRС
Марка стали |
Кольца со стенкой толщиной |
до 35 мм и ролики диаметром
до 55 мм |
св. 35 мм
и ролики
диаметром
св. 55 мм |
ШХ4
ШХ15,
ШХ15-Ш,
ШХ15-В
|
61 ... 64 |
59 ... 63 |
|
62 ... 66 |
|
ШХ15СГ*.
ШХ15СГ-В*,
ШХ15СГ-Ш*
|
61 ... 65 |
ШХ20СГ
18ГТ
|
61 ... 65
62 ... 66 |
15Г1
20Х2Н4А
|
58 ... 62
59 ... 66 |
*По заказу потребителя твердость колец со стенкой толщиной свыше 35 мм и роликов диаметром свыше 55 мм должна быть 61 ... 65 HRCэ. Требования табл. 51 не распространяются на подшипники, имеющие в условном обозначении дополнительные знаки Т, Т1 ... Т5.
Если подшипники используют для работы при повышенных температурах, то для обеспечения стабилизации размеров детали подшипника подвергают отпуску при температурах выше 150 °С (на 50 °С выше рабочих температур), что отражают в условном обозначении: Т, Т1...Т5 (температура отпуска соответственно 200, 225, 250, 300, 350, 400 °С). Детали таких подшипников имеют несколько пониженную твердость.
Кольца и тела качения подшипников, работающих при повышенных температурах (до 500 °С) или в агрессивных средах, изготовляют соответственно из теплопрочных или коррозионно-стойких сталей. Для подшипников, к которым предъявляют повышенные требования по ресурсу и надежности, применяют стали, подвергнутые специальным переплавам, уменьшающим содержание неметаллических включений, а также двойной переплав: электрошлаковый и вакуумно-дуговой.
Сепараторы изготовляют в большинстве случаев из мягкой углеродистой стали марок 08кп, Юкп. Сепараторы высокоскоростных подшипников выполняют массивными из текстолита, фторопласта, латуни, бронзы. Материалы перечислены в порядке увеличения быстроходности.
|