Основные виды трения скольжения
Трение без смазки (сухое). В нормально работающих металлических подшипниках трение без смазки практически не встречается.
Полусухое трение имеет место при неустановившемся режиме работы, а также при очень скудной смазке. Коэффициент трения при полусухом и сухом трении 0,1-0,5.
Полужидкостное трение. Большинство подшипников скольжения работает в условиях полужидкостного трения, при котором большая часть поверхности разделена слоем смазки, но отдельные элементы поверхности соприкасаются. Коэффициент трения 0,008-0,08.
Жидкостное трение. В этом случае смазка полностью отделяет вращающуюся цапфу от неподвижной опоры, и трение происходит только между слоями смазки. Коэффициент трения 0,001-0,008. В условиях жидкостного трения работают точно изготовленные подшипники при относительно малых нагрузках и высоких скоростях (например, подшипники шлифовальных станков).
Уменьшение скорости скольжения, увеличение нагрузки и температуры подшипника могут привести к нарушению режима жидкостного трения и переходу к работе при режиме полужидкостного и даже полусухого трения.
Приближенный расчет (проверка) радиального подшипника
Расчет производят по удельной нагрузке p в подшипнике и величине pv, в некоторой мере характеризующей износ последнего и нагрев.
Окружная скорость на шейке вала, м/с, n = (pdn)/(1000 · 60) где d - диаметр подшипника, мм; n - частота вращения шпинделя, мин-1.
Удельная нагрузка в подшипнике, МПа, P = P/100dl £ [P] где d и / - диаметр и длина подшипника, см; Р - сила, действующая на подшипник, Н.
Величина pv ≤ [pv]
Для предварительного расчета подшипников, несущих при небольшой скорости умеренную нагрузку, можно допускаемые p и pv принимать по табл. 1.
Момент трения на шипе Мт = 0,5fPd = 0,5fPld2 Потеря мощности на трение в подшипнике и соответствующее тепловыделение (в Вт) A = Мтw /1020 кВт » 9,8fPv где Мт - в Н-м; ω -в рад/с; Р - в Н; v - в м/с.
Коэффициенты трения f при слабой смазке стали:
по серому чугуну и пластмассам................0,15-020
по антифрикционному чугуну, бронзе.......0,10-0,15
по баббиту...............................................0,06-0,10
по влажной резине...................................0,02-0,12
Для подшипников шпинделей, вращающих обрабатываемое изделие (например, токарных станков), расчетным случаем (при наибольших удельных нагрузках) обычно является обработка в патроне с предельными режимами, а для подшипника шпинделей тяжелых станков- обработка изделий максимальной массы.
Приведенные в табл. 2 величины установлены практикой и в значительной мере условны. При высоких кромочных давлениях или недостаточной смазке указанные значения следует несколько снижать; при совершенной смазке и малых кромочных давлениях можно допускать более высокие значения [pv].
В современных станках окружные скорости на шейке вала доходят до 12 м/с. Удельные нагрузки р, в подшипниках валов и шпинделей станков, имеющих среднюю частоту вращения, обычно не превышают 3 МПа, в подшипниках тихоходных валов при малых окружных скоростях (измеряемых долями м/с) удельные нагрузки иногда доходят до 10 МПа.
1. Допускаемые [p] и [pv] для предварительного расчета подшипников.
Механизмы |
Допускаемые |
[p], МПа |
[pv], МПа м/с |
Редукторы зубчатые и червячные
|
1-3 |
6-12 |
Транспортеры, шнеки, рольганги
|
2-10 |
4-10 |
Открытые тихоходные передачи
|
1-4 |
3-6 |
Приводы вращающихся печей, сушильных барабанов и пр.
|
4-15 |
6-15 |
Температура подшипника зависит от величины v2/∆ . При ее определении можно для упрощения расчета исходить из условия центрального расположения цапфы в подшипнике. При таком предположении температура подшипника (со смазкой без принудительного давления) может быть оценена по графику (рис.1) в зависимости от величины v2/∆, где ∆ - диаметральный зазор в мм.
2. Допустимые режимы работы подшипников
Материалы вкладыша |
Гладко обработанная закаленная шейка вала |
Незакаленная шейка вала |
[pv], МПа м/с |
[p], МПа |
[pv], МПа м/с |
[p], МПа |
Бронза оловянная БрОФ10-1
|
10 |
8 |
6 |
5 |
Бронза БрОЦС5-7-12, БрОЦС6-6-3
|
8 |
6 |
5 |
4 |
Бронза БрАЖ9-4
|
7,5-15 |
5 |
Не рекомендуется |
Бронза БрС30
|
10 |
10 |
То же |
Цинковый сплав ЦАМ 10-5
|
9-10 |
2,5 |
4 |
2,5 |
Баббиты Б16, БН6
|
15 |
10 |
10 |
6 |
Антифрикционный чугун АЧС-1, АЧС-2
|
1,5-12 |
1-4 |
1 |
2,5 |
Рис. 1. Коэффициент теплоотдачи К,
отнесенный к единице площади проекции шейки вала;
для подшипников, расположенных в коробках скоростей и обдуваемых,
принято К = 837,3 Вт/(м2 -С), для отдельно расположенных подшипников
К = 293,1 Вт/(м2 °С)
Для шпиндельных подшипников нормальной точности можно принимать ∆ = 0,015 ÷ 0,020 мм. Для подшипников прецизионных станков расчетные значения ∆ несколько меньше.
Рабочая температура подшипников не должна превышать 75 °С.
Для подшипников скольжения с принудительной подачей смазки (например, в шлифовальных станках) следует учитывать теплоотдачу в масло.
Конструктивные размеры бронзового или чугунного вкладыша (рис. 2) ориентировочно таковы:
Н≈ (1,1÷1,3)S1 + 5 мм; h ≈ 0,5Н;
S1≈ 5 мм для d = 35 ÷ 60 мм;
S1≈ 7,5 мм для d = 65 ÷ 100 мм;
S1≈ 10 мм для d = 120 ÷ 200 мм;
Рис. 2. Конструктивные размеры вкладыша
Целесообразно брать l/d ³ 1 В практике l/d = 0,5÷ 1,5
С увеличением d отношение l/d уменьшается: чем длиннее цапфа, тем вероятнее неравномерность распределения нагрузки по ее длине и повышение местного износа вкладыша в его краях. Подшипник с l/d>1 можно применять для увеличения жесткости валов, а также в опорах подшипников вертикальных валов, где обычно кромочные давления, вызываемые изгибом вала, менее опасны.
Ориентировочные значения l/d : в подъемных механизмах 1,2—2, в металлорежущих станках 1,1—2, в редукторах 0,8—1,2.
Закрепление подшипниковых втулок винтами приведено в табл. 5. Применение закрепительных штифтов для втулок дано в табл. 10.
Расчет упорного подшипника (рис.3)
Расчет плоской пяты. При хорошем смазывании P £ pd2pj /4
где р - удельная нагрузка, МПа; φ = 0,9 ÷ 0,95 - коэффициент, учитывающий уменьшение рабочей поверхности пяты из-за наличия смазочных канавок.
Для проверки на нагревание берут критерий ру, но под V подразумевают скорость точки, находящейся от оси вращения на расстоянии 2/3 радиуса пяты; тогда (МПа м/с)
pv = |
P |
pn |
2 |
d |
= |
4Pn |
10pd2/4 |
30 |
3 |
200 |
90000d |
где Р - осевая сила, Н; n - частота вращения, мин-1; d - диаметр пяты, см; V - скорость, м/с.
Для пяты принимают [pv] = 2 ÷ 4 МПа м/с, а значения р берут в зависимости от материала (табл. 3).
Рис. 3. Упорные подшипники
3. Значение р
Материал |
р, МПа |
Сталь по чугуну
|
2,0-2,5 |
Сталь по бронзе
|
4,0-6,0 |
Закаленная сталь по бронзе
|
7,5-8,0 |
То же, по стали
|
12,0-15,0 |
» по баббиту
|
5,0-7,0 |
За. Канавки упорных подшипников и колец
Размеры, мм
|
d |
До 60 |
60-80 |
80-90 |
90-110 |
110-140 |
140-180 |
r |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Если проверка на нагревание дает неудовлетворительный результат, то диаметр пяты, см, d = 4Pn/90000pv
Расчет кольцевой пяты
Наружный диаметр d пяты выбирают по конструктивным соображениям; обычно d = d0 - (0,5 ÷ 2,0 см);
d1 - из расчета на удельную нагрузку;
P £ p /4 (d2 - d12)p
и проверяют на нагревание pv = Pn/60000b где Р - осевая сила, Н; n - частота вращения, мин-1;
b = d/2 - d1/2; d и d1 - в см
|