Header.gif
ОГЛАВЛЕНИЕ
    ТОМ3
  • Пружины
  • Уплотнительные устройства

  • Наши партнеры:





Технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов

Пред. След. Главная


Технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов обусловлены малыми размерами площадок контакта тел качения с поверхностями качения колец и малой длиной посадочной поверхности колец относительно их диаметров.
Расчетный ресурс подшипника качения может быть обеспечен только при правильном сопряжении его колец с валом и корпусом, т.е. при правильном выборе посадок, соблюдении требований к шероховатости, размерной точности, отклонениям формы и расположения посадочных мест.

Большое значение имеет правильность геометрических форм посадочных поверхностей, так как кольца подшипников являются тонкостенными деталями и при посадках с натягом деформируются, принимая форму посадочного места.
Необходимо обеспечить точность положения колец подшипников относительно оси вращения, обусловливаемую в основном отсутствием перекосов. Геометрические оси колец подшипников не должны значительно отклоняться по направлению от оси вращения вала.
Должны быть также предприняты конструктивные меры для обеспечения правильного монтажа, демонтажа и необходимого обслуживания подшипников в эксплуатации.

Технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов регламентированы ГОСТ 3325-85
и распространяются на подшипниковые узлы машин, механизмов и приборов, посадочные поверхности и опорные торцы которых предназначены для монтажа подшипников качения с номинальным диаметром отверстия до 2500 мм, отвечающие совокупности следующих условий:
 - валы - сплошные или полые толстостенные;
 - корпуса - толстостенные;
 - материалы валов и корпусов - сталь или чугун;
 - нагрев подшипников при работе до 100 "С включительно.
Под толстостенными понимают валы и корпуса с соотношением диаметров:
 d/dв ≥ 1,25 - для валов;
 Dк/D
≥ 1,25 - для корпусов, 
 где d - диаметр отверстия подшипника;
 db -
диаметр отверстия вала;
 Дk - наружный диаметр корпуса;
 D - наружный диаметр подшипника. ГОСТ 3325-85 стандарт устанавливает поля допусков, посадки, требования по шероховатости, отклонениям формы и расположения посадочных поверхностей под подшипники и опорных торцовых поверхностей, значения допустимых углов взаимного перекоса колец и рекомендации по монтажу подшипников качения.

Шероховатость посадочных и опорных торцовых поверхностей

Посадочные поверхности под подшипники и торцовые поверхности заплечиков валов ,и корпусов должны быть тщательно обработаны во избежание смятия и среза микронеровностей в процессе запрессовки и эксплуатации, а также появления коррозии.
Параметры шероховатости Ra и Rz
посадочных поверхностей под подшипники на валах и в корпусах из стали, а также опорных торцов заплечиков не должны превышать значений, указанных в табл. 96.
Параметр шероховатости Ra посадочных поверхностей валов для подшипников на закрепительных или стяжных втулках не должен превышать 2,5 мкм.

Допускается значение параметра шероховатости Ra посадочных поверхностей и опорных торцов заплечиков в чугунных корпусах принимать не более 2,5 мкм для диаметров сопряжении до 80 мм и параметра Rz не более 20 мкм для диаметров свыше 80 мм при установке подшипников классов точности 0 и 6 и при условии обеспечения заданного ресурса работы подшипникового узла.

96. Параметры шероховатости посадочных поверхностей валов и корпусов из стали

 Посадочные
поверхности 
 Классы точности
подшипников по
ГОСТ 520-89
Значения, мкм, не более,
для номинальных диаметров подшипников
до 80 мм  св.80
до 500 мм
св. 500
до 2500 мм
Ra Rz

Валов

0
6 и 5
4
2
1,25
0,63
0,32
0,16
2,50
1,25
0,63
0,32
(5,0)
2,5
-
-
20,0
-
-
-

Отверстий корпусов

0
6,5 и 4
2
1,25
0,63
0,32
2,50
1,25
0,63
(5,0)
2,5
-
20,0
-
-

Опорных торцов заплечиков валов и корпусов

0
6,5 и 4
2
2,50
1,25
0,63
2,50
2,50
0,63
(5,0)
(5,0)
-
20,0
20,0
-

Примечания. 1. В скобках указаны значения параметра шероховатости Ra, применение которого менее предпочтительно.
2. В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 10 мм под подшипники класса точности 2 допускается шероховатость посадочной поверхности вала до 0,32 мкм.


 Допускается значение параметра шероховатости Ra посадочных мест и опорных торцов заплечиков на валах и в корпусах, выполненных из стали, для малонагруженных подшипников класса точности 0, принимать не более 2,5 мкм для диаметров сопряжении до 80 мм и Rz не более 20 мкм для
диаметров более 80 мм.
 К малонагруженным относят подшипники, работающие с частотой вращения, не превышающей 0,05 предельной nпр при радиальной нагрузке Fr, не превышающей 0,05 радиальной динамической грузоподъемности Сг, и при коэффициенте безопасности КБ = 1.

Отклонения формы посадочных и опорных торцовых поверхностей

Отклонения формы посадочных поверхностей вала и корпуса могут передаваться на поверхности качения подшипников, искажая их и вызывая повышенный уровень вибрации и изнашивание.
Показатели отклонений формы -
отклонение от круглости, отклонение профиля продольного сечения, непостоянство диаметра в поперечном и продольном сечениях. Допуски формы посадочных мест валов (осей) и отверстий корпусов в радиусном измерении (допуск круглости, допуск профиля продольного сечения) и в диаметральном измерении (допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях) не должны превышать значений, указанных в табл. 97 и 98.
В технически обоснованных случаях по согласованию потребителей с изготовителями для номинальных диаметров валов до 10 мм под подшипники класса точности 2 разрешается допуски круглости и профиля продольного сечения выдерживать до 0,6 мкм или допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях до 1,2 мкм.
 Выбор параметров контроля отклонений формы в радиусном или диаметральном измерениях осуществляет разработчик изделия.
Определение допуска круглости и допуска профиля продольного сечения - по ГОСТ 24642-81.

 97. Допуски формы посадочных поверхностей валов, мкм, не более

Интервалы номинальных
диаметров
  d, мм
Допуск
 круглости
Допуск профиля продольного сечения Допуск непостоянства
диаметра в сечении
поперечном продольном
Классы точности подшипников
0,6 5,4 2 0,6 5,4 2 0,6 5,4 2 0,6 5,4 2
От 0,6 до 2,5 1,5 0,7 0,4 1,5 0,7 0,4 3 1,4 0,8 3 1,4 0,8
Св. 2,5 до 3 1,5 0,7 0,4 1,5 0,7 0,4 3 1,4 0,8 3 1,4 0,8
» 3  »   6 2,0 0,8 0,5 2,0 0,8 0,5 4 1,6 1,0 4 1,6 1,0
 » 6  » 10 2,5 1,0 0,5 2,5 1,0 0,5 5 2,0 1,0 5 2,0 1,0
  » 10 » 18 3,0 1,3 0,6 3,0 1,3 0,6 6 2,6 1,2 6 2,6 1,2
  » 18 » 30 3,5 1,5 0,8 3,5 1,5 0,8 7 3,0 1,6 7 3,0 1,6
  » 30 » 50 4,0 2,0 1,0 4,0 2,0 1,0 8 4,0 2,0 8 4,0 2,0
  » 50 » 80 5,0 2,0 1,0 5,0 2,0 1,0 10 4,0 2,0 10 4,0 2,0
   » 80  »120 6,0 2,5 1,2 6,0 2,5 1,2 12 5,0 2,4 12 5,0 2,4
     » 120 » 180 6,0 3,0 1,5 6,0 3,0 1,5 12 6,0 3,0 12 6,0 3,0
    » 180 » 250 7,0 3,5 1,7 7,0 3,5 1,7 14 7,0 3,4 14 7,0 3,4
    »250 » 315 8,0 4,0 - 8,0 4,0 - 16 8,0 - 16 8,0 -
    » 315 » 400 9,0 4,0 - 9,0 4,0 - 18 8,0 - 18 8,0 -
    »400 » 500 10,0 - - 10,0 - - 20 - - 20 - -


98. Допуски формы посадочных поверхностей отверстий корпусов, мкм, не более
 

Интервалы номинальных
диаметров
 D, мм
Допуск
  круглости
Допуск профиля продольного сечения Допуск непостоянства
диаметра в сечении
поперечном продольном
Классы точности подшипников
0,6 5,4 2 0,6 5,4 2 0,6 5,4 2 0,6 5,4 2
От 0,6 до 2,5 - - - - - - - - - - - -
Св. 2,5 до 3 2,5 1,0 0,5 2,5 1,0 0,5 5 2,0 1,0 5 2,0 1,0
»  3 » 6 3,0 1,3 0,6 3,0 1,3 0,6 6 2,6 1,2 6 2,6 1,2
» 6 » 10 4,0 1,5 0,8 4,0 1,5 0,8 8 3,0 1,6 8 3,0 1,6
 » 10 » 18 4,5 2,0 1,0 4,5 2,0 1,0 9 4,0 2,0 9 4,0 2,0
 » 18 » 30 5,0 2,0 1,0 5,0 2,0 1,0 10 4,0 2,0 10 4,0 2,0
 » 30 » 50 6,0 2,5 1,4 6,0 2,5 1,4 12 5,0 2,8 12 5,0 2,8
 » 50 » 80 7,5 3,0 1,6 7,5 3,0 1,6 15 6,0 3,2 15 6,0 3,2
  » 80 » 120 9,0 3,5 2,0 9,0 3,5 2,0 18 7,0 4,0 18 7,0 4,0
   » 120 » 180 10,0 4,0 2,2 10,0 4,0 2,2 20 8,0 4,4 20 8,0 4,4
   » 180 » 250 11,5 5,0 2,5 11,5 5,0 2,5 23 10,0 5,0 23 10,0 5,0
   » 250 » 315 13,0 5,3 3,0 13,0 5,3 3,0 26 10,6 6,0 26 10,6 6,0
   » 315 » 400 14,0 6,0 4,0 14,0 6,0 4,0 28 12,0 8,0 28 12,0 8,0
   » 400 » 500 16,0 - - 16,0 - - 32 - - 32 - -

Непостоянство диаметра в поперечном сечении посадочной поверхности - разность наибольшего и наименьшего единичных диаметров, измеренных в одном и том же поперечном сечении.
Непостоянство диаметра в продольном сечении посадочной поверхности - разность между наибольшим и наименьшим диаметрами, измеренными в одном и том же продольном сечении.

Допуск непостоянства диаметра в поперечном сечении -
наибольшее допустимое непостоянство диаметра в поперечном сечении.
Допуск непостоянства диаметра в продольном сечении -
наибольшее допустимое непостоянство диаметра в продольном сечении.
Значения непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях установлены в табл. 97 и 98 из расчета: половина допуска на диаметр посадочной поверхности при посадке подшипников классов точности 0 и 6, треть допуска - при посадке подшипников классов точности 5 и 4, четверть допуска - при посадке подшипников класса точности 2.

Допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях посадочных поверхностей отверстий чугунных корпусов под подшипники класса точности О, а также валов и отверстий корпусов малонагруженных подшипников разрешается принимать равными 3/4 допуска на диаметр.
Допуски непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях посадочных поверхностей валов, предназначенных для посадки подшипников на закрепительных или стяжных втулках, не должны превышать 1/4 допусков на диаметр посадочной поверхности, соответствующих полям допусков h8, h9, h10, установленных для вала.

Отклонения от постоянства диаметра определяют в трех сечениях по длине и в четырех плоскостях каждого сечения.
Торцовые биения опорных торцов заплечиков валов и корпусов не должны превышать значений, указанных в табл. 99 и 100. В результате измерения торцового биения при повороте вала или детали на 360° вокруг продольной оси выявляют форму торца - волнистость, неплоскостность (вогнутость или выпуклость) и его расположение - отклонение от перпендикулярности к оси (перекос торца).
Допуски на диаметр конических шеек валов
с конусностью 1:12, предназначенных для посадки подшипников с коническим отверстием, и допуски угла конуса АТD, определяемого как разность диаметров вала, расположенных друг от друга на расстоянии, составляющем 0,7 ширины внутреннего кольца монтируемого подшипника, должны соответствовать указанным в табл. 101.
 

99. Допуски торцового биения заплечиков валов, мкм, не более

Интервалы номинальных диаметров d, мм Класс точности подшипника
0 6 5 4 2
От 1 до 3 10 6 3 2,0 1,2
Св. 3 до 6 12 8 4 2,5 1,5
» 6 » 10 15 9 4 2,5 1,5
» 10 » 18 18 11 5 3,0 2,0
» 18 » 30 21 13 6 4,0 2,5
» 30 » 50 25 16 7 4,0 2,5
» 50 » 80 30 19 8 5,0 3,0
 » 80 » 120 35 22 10 6,0 4,0
   » 120 » 180 40 25 12 8,0 5,0
   » 180 » 250 46 29 14 10,0 7,0
   » 250 » 315 52 32 16 - -
   » 315 » 400 57 36 18 - -
    Св. 400 до 500 63 40 - - -
   » 500 » 630 70 44 - - -
  » 630 » 800 80 50 - - -
   » 800 » 1000 90 56 - - -
    » 1000 » 1250 105 66 - - -
    » 1250 » 1600 125 78 - - -
    » 1600 » 2000 150 92 - - -
    » 2000 » 2500 175 110 - - -

100. Допуски торцового биения заплечиков отверстий корпусов, мкм, не более

Интервалы номинальных
 диаметров D, мм
Класс точности подшипника
0 6 5 4 2
От 3 до 6 18 12 5 4 2,5
Св. 6 до 10 22 15 6 4 2,5
» 10 » 18 27 18 8 5 3,0
» 18 » 30 33 21 9 6 4,0
» 30 » 50 39 25 11 7 4,0
» 50 » 80 46 30 13 8 5,0
» 80 » 120 54 35 15 10 6,0
» 120 » 180 63 40 18 12 8,0
» 180 » 250 72 46 20 14 10,0
» 250 » 315 81 52 23 16 12,0
» 315 » 400 89 57 25 30 13,0
» 400 » 500 97 63 27 - -
» 500 » 630 110 70 30 - -
» 630 » 800 125 80 35 - -
» 800 » 1000 140 90 - - -
» 1000 » 1250 165 105 - - -
» 1250 » 1600 195 125 - - -
» 1600 » 2000 230 150 - - -
» 2000 » 2500 280 175 - - -
» 2500 » 3150 330 210 - - -

Примечания. 1. Если по условиям работы в узлах вместо применяемых подшипников классов точности 5 и 4 могут быть использованы подшипники классов точности 0 и 6, технические требования к посадочным и опорным торцам заплечиков вала и отверстия корпуса устанавливают как под посадку подшипников соответственно классов точности 0 и 6 по табл. 99 и 100.
 2. Для подшипников, фиксированных в осевом направлении методом вальцовки или кернения, а также для подшипников, установленных с осевым зазором по торцам колец, шероховатость и биения торцов заплечиков валов и отверстий корпусов ГОСТ 3325-85 не регламентирует.


101. Допуски на диаметр конической шейки вала, мкм, не более

Интервалы номинальных 
диаметров d, мм
Для диаметра вала  Для угла конуса
Класс точности подшипника
0 6 5 4 2 0 6 5 4 2
До 10 15 9 6 - - 9 6 4 - -
Св. 10 до 18 18 11 8 - - 11 8 5 - -
» 18 » 30 21 13 9 6 4 13 9 6 2,5 1,5
» 30 » 50 25 16 11 7 4 16 11 7 2,5 1,5
» 50 » 80 30 19 13 8 5 19 13 8 3,0 2,0
» 80 » 120 35 22 15 10 6 22 15 10 4,0 2,5
» 120 » 180 40 25 18 12 8 25 18 12 5,0 3,0
» 180 » 250 46 29 20 14 10 29 20 14 7,0 3,5
» 250 » 315 52 32 23 23 - 32 23 16 8,0 -
» 315 » 400 57 36 25 25 - 36 25 18 9,0 -
» 400 » 500 63 40 27 27 - 40 27 20 10,0 -
» 500 » 630 70 44 - - - 44 30 - - -
» 630 » 800 80 - - - - 50 - - - -
» 800 » 1000 90 - - - - 56 - - - -
» 1000 » 1250 105 - - - - 66 - - - -
» 1250 » 1600 125 - - - - 78 - - - -

Примечание. Все отклонения допускаются только на "плюс" от номинального размера.

 



Справочник конструктора - Все что нужно любому конструктору! ©2008-2013