| Классы точности подшипников
 ГОСТ 520—89 устанавливает классы точности подшипников (табл. 32). Перечень классов точности дан в порядке повышения точности.
 32. Классы точности подшипников 
                  
                    
                      
                        | Класс точности * | Тип подшипника |  
                        | 0, 6, 5, 4, 2, Т | Шариковые и роликовые |  
                        | радиальные и шариковые |  
                        | радиально-упорные |  
                        | 0, 6, 5, 4, 2 | Упорные и упорно-радиальные |  
                        | 0, 6Х, 6, 5, 4, 2 | Роликовые конические |  
                        | • Дополнительные классы точности подшипников - 8 и 7 - ниже класса точности 0 установлены для применения по заказу потребителей в неответственных узлах. |  Классы точности подшипников характеризуют значениями предельных отклонений размеров, формы, положения поверхностей подшипников.В зависимости от наличия требований по уровню вибрации или уровня других дополнительных технических требований установлены три категории подшипников -А, В, С.
 
 К категории А, относят подшипники классов точности 5, 4, 2, Те одним из комплексных дополнительных требований по уровню вибраций, допускаемым отклонениям от круглости поверхностей качения, значениям осевого и радиального биений, соответствующих следующему, более высокому классу точности, моменту трения, контролю угла контакта и др.
 
 К категории В относят подшипники классов точности 0, 6Х, 6, 5 с одним из дополнительных требований по уровню вибраций, допускаемым отклонениям от круглости поверхностей качения, значениям осевого и радиального биений, соответствующих следующему, более высокому классу точности, моменту трения, контролю угла контакта, повышенным требованиям по высоте, монтажной высоте и ширине подшипника.
 
 К категории С относят подшипники классов точности 8, 7, 0, 6, к которым не предъявляют дополнительные требования, установленные для подшипников категорий А и В, а также другие требования, не указанные в ГОСТ529-89.
 Конкретные значения дополнительных технических требований устанавливают в технических условиях на подшипники категорий А, В, С или в конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
 По заказу потребителя допускается изготовление подшипников определенного класса точности в соответствии с требованиями ГОСТ 520-89 без отнесения к категориям А, В, С, при этом дополнительные требования, предусмотренные для подшипников категорий А, В, С, не устанавливают.
 Предельные отклонения Установлены предельные отклонения размерных параметров:для подшипников:
 - шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных;
 - роликовых конических;
 - закрытых шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических;
 -упорных;
 - упорно-радиальных;
 -классов точности 8 и 7-в технических условиях на подшипники категории С;
 для конических отверстий с конусностью 1:12 внутренних колец подшипников (в том числе поставляемых в сборе с закрепительными или стяжными втулками).
 
 Предельные отклонения наружного диаметра D1 упорного борта роликовых конических подшипников с упорным бортом на наружном кольце всех классов точности - h9 по ГОСТ 25347.
 
 Номинальный угол уклона конического отверстия конусностью 1:12  а/2 = 2°23'9,4" = 2,38594° = 0,041643 рад.
 Номинальный больший диаметр конического отверстия при ширине В кольца d1=d+ В/12.
 
 У сферических подшипников, принадлежащих к серии 4 или более широкой серии, конусность отверстия должна быть 1:30 (номинальный угол конуса а = 1°54'34,9").
 
 Наружные кольца и неразъемный комплект, состоящий из внутреннего кольца, сепаратора и шариков, разъемных радиально-упорных шарикоподшипников типа 6000, должны быть взаимозаменяемыми.
 
 Съемные кольца роликовых радиальных подшипников и комплект, состоящий из кольца, сепаратора и роликов, могут быть как взаимозаменяемыми, так и невзаимозаменяемыми. Наружные кольца, а также внутренние кольца с комплектом тел качения роликовых конических однорядных подшипников должны быть взаимозаменяемыми.
 
 Предельные размеры монтажных фасок - по ГОСТ 3478.
 
 Для оценки точности выполнения размеров и формы подшипников качения используют специальные обозначения и термины (табл. 33). Значения предельных отклонений приведены в табл. 34-50.
 33. Обозначения и термины, относящиеся к размерам и точности изготовленияподшипников качения
 
                  
                    
                      
                        | Термин | Определение |  
                        |  Номинальный диаметр отверстия(наружный диаметр) d (D)
  Номинальный больший диаметрконического отверстия d1
  Номинальный диаметр отверстиятугого кольца двойного упорного
 подшипника d2
 |  Диаметр отверстия (наружный диаметр), относительно которого определяютпредельные размеры и который служит началом отсчета отклонений
  Больший диаметр конического отверстия, относительно которого определяютпредельные размеры и который служит началом отсчета отклонений
  Диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника,относительно которого определяют предельные размеры и который служит
 началом отсчета отклонений
 |  
                        | Единичный диаметр отверстия (наружный диаметр) ds (Ds) | Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности отверстия (наружной поверхности) радиальной плоскостью |  
                        | Отклонения единичного диаметра отверстия (наружного диаметра) ∆ds (∆Ds) | Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами отверстия (наружными диаметрами) |  
                        | Единичный диаметр большего диаметра конического отверстия d1s | Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности большего конического отверстия радиальной плоскостью |  
                        | Отклонение единичного диаметра большего диаметра конического отверстия d1s | Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами большего диаметра конического отверстия |  
                        | Средний диаметр отверстия (наружный диаметр) в единичном  сечении dmp (Dmp) Отклонение среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичном сечении ∆dmp (∆Dmp) | Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия (наружных диаметров) в одном и том же единичном сечении разность между средним диаметром отверстия (наружным диаметром) в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия (наружным диаметром) |  
                        | Средний диаметр большего диаметра  конического отверстия в единичном сечении d1mp | Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров большего диаметра конического отверстия в одном и том же единичном сечении |  
                        | Отклонение среднего диаметра большего диаметра конического отверстия в единичном сечении | Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным значением большего диаметра конического отверстия |  
                        | Средний диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении d2mp | Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в одном и том же единичном сечении |  
                        | Отклонение среднего диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении ∆d2mp | Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника |  
                        | Отклонение конусности∆d1mp - ∆dmp(∆ds-∆ds)
 | Разность отклонений средних диаметров в единичных сечениях большего диаметра и диаметра конического отверстия. (Разность отклонений единичных диаметров большего диаметра и диаметра конического отверстия) |  
                        | Непостоянство единичного диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичном сечении Vdp (VDp ) | Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия (наружными диаметрами) в единичном сечении |  
                        | Непостоянство единичного диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении Vd2p | Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении |  
                        | Непостоянство среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) Vdmp(VDmp) | Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами в единичных сеченияхПримечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия (наружными диаметрами) в крайних сечениях
 |  
                        | Номинальная ширина (монтажная высота) подшипника В, С (T) | Размер ширины (монтажной высоты) подшипника, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклоненийПримечание. Символ В применяют в том случае, когда номинальной шириной подшипника является расстояние между торцами внутреннего кольца или когда ширины внутреннего и наружного колец подшипника одинаковы и их теоретические торцы лежат в одной плоскости; символ С - для обозначения ширины подшипника, являющейся расстоянием между торцами наружного кольца; символ Т - для обозначения расстояния между торцом внутреннего кольца и противоположным торцом наружного кольца
 |  
                        | Номинальная ширина внутреннего (наружного) кольца В (С)   | Размер ширины кольца, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений |  
                        | Единичная ширина кольца Вs, Сs,   | Расстояние между точками пересечения торцов кольца подшипника с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к базовому торцу кольца |  
                        | Отклонение единичной ширины кольца ∆Вs, ∆ Сs, | Алгебраическая разность между единичной и номинальной ширинами кольца |  
                        | Непостоянство единичной ширины кольца VBs, Vcs | Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами отдельного кольца |  
                        | Действительная монтажная высота подшипника Тs | Расстояние между точками пересечения оси подшипников с двумя плоскостями, касательными к действительным базовым торцам колец, ограничивающим ширину подшипника, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца установлены для ограничения ширины подшипникаПримечание. Монтажная высота конического однорядного подшипника определяется при условии наличия контакта дорожек качения наружного и внутреннего колец и упорного бортика широкого торца внутреннего кольца со всеми роликами
 |  
                        | Отклонение действительной монтажной высоты подшипника  ∆Тs | Алгебраическая разность между действительной и номинальной монтажными высотами подшипника |  
                        | Радиальное биение внутреннего кольца радиального и радиально-упорного подшипника в сборе Кin | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на наружной цилиндрической поверхности подшипника до поверхности отверстия при вращении внутреннего кольца. в направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца. |  
                        | Радиальное биение наружного кольца радиального и радиально-упорного подшипника в сборе Кеа | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на поверхности отверстия внутреннего кольца до наружной цилиндрической поверхности подшипника при вращении наружного кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца |  
                        | Осевое биение дорожки качения внутреннего кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) Sia | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца.Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками
 |  
                        | Осевое биение дорожки качения  наружного кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) Sea | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца.Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками
 |  
                        | Торцовое биение базового торца внутреннего кольца Sd | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости на расстоянии, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца |  
                        | Осевое биение дорожки качения внутреннего кольца роликового конического подшипника в сборе Sia     | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипники, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца.Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами
 |  
                        | Осевое биение дорожки качения наружного кольца роликового конического подшипника в сборе Sea | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца. |  
                        | 
 
 
 
 Отклонение от перпендикулярности образующей наружной цилиндрической поверхности относительно базового торца Дд
 Осевое биение дорожки качения тугого (свободного) кольца упорного подшипника Sj (Sе) | Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами Наибольшее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к базовому торцу наружного кольца, точек, расположенных на общей образующей наружной цилиндрической поверхности на расстоянии от торцов, равном наибольшему предельному осевому размеру фаски
 Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении ОТ середины дорожки качения до опорного торца кольца
 |    34. Предельные отклонения (мкм) внутренних колец шариковых и роликовых радиальныхи шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 0
 
 
                  
                    
                      
                        | d, мм | ∆dmp ниж- нее*2
 | ∆ds*1 | Vdp для серии диаметров | Vdmp | Кid | Sd | Sid*3 | ∆Bs нижнее*2 | VBs, не более |  
                        | верх- нее
 | ниж- нее
 | 0;8;9 | 1;7 | 2(5); 3(6);4 | одинар- ного
 | сдвоен- ного*4 (компле-
 ктного)
 |  
                        | не более |  
                        | 10 ÷ 18 | -8 | +3 | -11 | 10 | 8 | 6 | 6 | 10 | 20 | 24 | -120 | -256 | 20 |  
                        | 18  ÷ 30 | -10 | +3 | -13 | 13 | 10 | 8 | 8 | 13 | 20 | 24 | -120 | -250 | 20 |  
                        | 30  ÷50 | -12 | +3 | -15 | 15 | 12 | 9 | 9 | 15 | 20 | 24 | -120 | -250 | 20 |  
                        | 50 ÷ 80 | -15 | +4 | -19 | 19 | 19 | 11 | 11 | 20 | 25 | 30 | -150 | -380 | 25 |  
                        | 80  ÷120 | -20 | +5 | -25 | 25 | 25 | 15 | 15 | 25 | 25 | 30 | -200 | -380 | 25 |    *1 Двухточечное измерение подшипников серии диаметров 8; 9; 1; 2 (5); 3 (6) и 4; 1 при d ≤ 40мм; 2(5)при d ≤180мм*2 Верхнее предельное отклонение равно нулю.
 *з Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, кроме сферических.
 *4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников.
 Примечания: 1. Наибольший предельный размер ширины внутреннего кольца подшипников с коническим отверстием не должен превышать номинальный размер.
 2.Непостоянство ширины внутренних колец сферических подшипников с коническим отверстием не контролируют.
 3. Радиальное биение внутренних колец подшипников с коническим отверстием, предназначенных для монтажа на закрепительных и стяжных втулках, не должно превышать 150 % значения, указанного в таблице, а значение ∆dmp устанавливается со знаком плюс и равным 300 % табличного значения. При этом непостоянство диаметра отверстия в единичном сечении не должно превышать поле допуска единичного диаметра отверстия ∆ds, указанного в∆dmp таблице.
 35. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковыхи роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 0
 
 
                  
                    
                      
                        | D, мм | Dmp нижнее*1
 | Ds*2 | VDp для подшипников | VDmp | Кеа | Sea*3 |  
                        | открытого | закрытого |  
                        | серии диаметров |  
                        | верхнее | нижнее | 0;8;9 | 1;7 | 2(5); 3(6); 4 | 2(5); 3(6); 4 |  
                        | не более |  
                        | 6÷18 | -8 | +2 | -10 | 10 | 8 | 6 | 10 | 6 | 15 | 40 |  
                        | 18÷30 | -9 | +2 | -11 | 12 | 9 | 7 | 12 | 7 | 15 | 40 |  
                        | 30÷50 | -11 | +3 | -14 | 14 | 11 | 8 | 16 | 8 | 20 | 40 |  
                        | 50÷80 | -13 | +4 | -17 | 16 | 13 | 10 | 20 | 10 | 25 | 40 |  
                        | 80 ÷ 120 | -15 | +5 | -20 | 19 | 19 | 11 | 26 | 11 | 35 | 45 |  
                        | 120÷150 | -18 | +6 | -24 | 23 | 23 | 14 | 30 | 14 | 40 | 50 |  
                        | 150 ÷ 180 | -25 | +7 | -32 | 31 | 31 | 19 | 38 | 19 | 45 | 60 |  
                        | 180 ÷250 | -30 | +8 | -38 | 38 | 38 | 23 | - | 23 | 50 | 70 |    *1Верхние предельные отклонения равны нулю.*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8, 9; 1; 2 (5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при D ≤ 22 мм; 1 при D ≤ 80 мм,
 2(5) при D ≤ 315 мм. Значения, приведенные в таблице, недействительны для закрытых подшипников.
 *3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
 Примечание. ∆Сs = ∆Bs; VCs = VBs того же подшипника (см. табл. 34).
 36. Предельные отклонения и биения (мкм) внутренних колец шариковыхи роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности б
 
 
                  
                    
                      
                        | d, мм | ∆dmp нижнее*1
 | ∆ds*2 | Vdp для серии диаметров
 | Vdmp | Kia | Sd | Sia*3 | ∆Bs*1 нижнее для подшипника
 | VBs не более
 |  
                        | верхнее | нижнее | 0;8;9 | 1;7 | 2(5); 3(6);4 | одинар- ного
 | сдвоен- ного (компле-
 ктного*4)
 |  
                        | не более |  
                        | 10 ÷ 18 | -7 | +1 | -8 | 9 | 7 | 5 | 5 | 1 | 10 | 12 | -120 | -250 | 10 |  
                        | 18÷30 | -8 | +1 | -9 | 10 | 8 | 6 | 6 | 8 | 10 | 12 | -120 | -250 | 10 |  
                        | 30÷50 | -10 | +1 | -11 | 13 | 10 | 8 | 8 | 10 | 10 | 12 | -120 | -250 | 10 |  
                        | 50÷80 | -12 | +2 | -14 | 15 | 15 | 9 | 9 | 10 | 12 | 15 | -150 | -380 | 12 |  
                        | 80 ÷ 120 | -15 | +3 | -18 | 19 | 19 | 11 | 11 | 13 | 12 | 15 | -200 | -380 | 12 |    *1 Верхние предельные отклонения равны нулю.*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 2(5); 3(6) и 4; 1 при d ≤ 60 мм.
 *3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
 *4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников.
 Примечания: 1. Наибольший предельный размер ширины внутреннего кольца подшипников с коническим отверстием не должен превышать номинальный размер.
 2. Непостоянство ширины внутренних колец сферических подшипников с коническим отверстием не контролируют.
 3. При использовании параметра ∆ds; конусообразность отверстий шариковых и роликовых подшипников - не более 50 % допуска на dmp
 37. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых и роликовых радиальныхи шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 6
 
 
 
                  
                    
                      
                        | D, мм | Dmp нижнее*1
 | D*2 | VDp*3  для подшипников | VDmp | Кеа | Sea*4 | VCs |  
                        | открытого | закрытого |  
                        | серии диаметров |  
                        | верхнее | нижнее | 0; 8; 9 | 1; 7 | 2(5); 3(6); 4
 | 1; 7; 2(5); 3(6); 4
 |  
                        | не более |  
                        | 6÷18 | -7 | +1 | -8 | 9 | 7 | 5 | 9 | 5 | 8 | 20 | 15 |  
                        | 18÷30 | -8 | +1 | -9 | 10 | 8 | 6 | 10 | 6 | 9 | 20 | 20 |  
                        | 30÷50 | -9 | +2 | -11 | 11 | 9 | 7 | 13 | 7 | 10 | 20 | 20 |  
                        | 50÷80 | -11 | +2 | -13 | 14 | 11 | 8 | 16 | 8 | 13 | 20 | 20 |  
                        | 80 ÷120 | -13 | +2 | -15 | 16 | 16 | 10 | 20 | 10 | 18 | 22 | 25 |  
                        | 120 ÷ 150 | -15 | +3 | -18 | 19 | 19 | 11 | 25 | 11 | 20 | 25 | 25 |  
                        | 150÷180 | -18 | +3 | -21 | 23 | 23 | 14 | 30 | 14 | 23 | 30 | 30 |  
                        | 180÷ 250 | -20 | +4 | -24 | 25 | 25 | 15 | - | 15 | 25 | 35 | 30 |    *1 Верхнее предельное отклонение равно нулю.*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 2(5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при
 D≤ 22 мм; 1 при D ≤ 95 мм. Значения недействительны для закрытых подшипников.
 *3 Для колец до монтажа упорного пружинного кольца и защитной шайбы или после их снятия.
 *4 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
 Примечание. ∆Сs = ∆Bs того же подшипника (см. табл. 36).
 38. Предельные отклонения и биения (мкм) внутренних колец шариковых и роликовыхрадиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 5
 
 
                  
                    
                      
                        | d, мм | ∆dmp | ∆ds*2 | Vdp для серии диаметров
 | Vdmp | Kia | Sd | Sia*3 | ∆Bs, нижнее*1 | VBs, не
 более
 |  
                        | для подшипника |  
                        | 0; 8; 9 | 1; 7; 2(5); 3(6); 4
 | одинар- ного
 | сдвоен- ного
 (компле-
 ктного)*4
 |  
                        | нижнее*1 | не более |  
                        | 10÷18 | -5 | -5 | 5 | 4 | 3 | 4 | 7 | 7 | -80 | -250 | 5 |  
                        | 18÷30 | -6 | -6 | 6 | 5 | 3 | 4 | 8 | 8 | -120 | -250 | 5 |  
                        | 30÷50 | -8 | -8 | 8 | 6 | 4 | 5 | 8 | 8 | -120 | -250 | 5 |  
                        | 50 ÷80 | -9 | -9 | 9 | 7 | 5 | 5 | 8 | 8 | -150 | -250 | 6 |  
                        | 80 ÷120 | -10 | -10 | 10 | 8 | 5 | 6 | 9 | 9 | -200 | -380 | 7 |    *1 Верхние предельные отклонения равны нулю.*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 7; 2 (5); 3(6) и 4.
 *3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
 *4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников.
 Примечание. При использовании параметра ∆ds непостоянство единичного диаметра и конусообразность отверстий шариковых и роликовых подшипников - не более 50% допуска на dmр
 39. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых и роликовых радиальныхи шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 5
 
 
                  
                    
                      
                        | D, мм | Dmp | Ds*2 | VDp*3 для серии диаметров | VDmp | Kea | SD | Sea*4 | VGs |  
                        | 0; 8 ; 9 | 1; 7; 3(6); 4 |  
                        | нижнее*1 | не более |  
                        | 6÷18 | -5 | -5 | 5 | 4 | 3 | 5 | 8 | 8 | 5 |  
                        | 18÷30 | -6 | -6 | 6 | 5 | 3 | 6 | 8 | 8 | 5 |  
                        | 30÷50 | -7 | -7 | 7 | 5 | 4 | 7 | 8 | 8 | 5 |  
                        | 50÷80 | -9 | -9 | 9 | 7 | 5 | 8 | 8 | 10 | 6 |  
                        | 80÷120 | -10 | -10 | 10 | 8 | 5 | 10 | 9 | 11 | 8 |  
                        | 120 ÷ 150 | -11 | -11 | 11 | 8 | 6 | 11 | 10 | 13 | 8 |  
                        | 150 ÷ 180 | -13 | -13 | 13 | 10 | 7 | 13 | 10 | 14 | 8 |  
                        | 180 ÷250 | -15 | -15 | 15 | 11 | 8 | 15 | 11 | 15 | 10 |    *1 Верхние предельные отклонения равны нулю.*2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 7; 2 (5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при D ≤ 22 мм. Значения недействительны для закрытых подшипников.
 *3 Значения недействительны для закрытых подшипников.
 *4 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
 Примечание. ∆Сs = ∆Bs того же подшипника (см. табл. 38).
 40. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипниковкласса точности 0 категории С (нормальная точность)
 
 
                  
                    
                      
                        | d, мм | ∆dmр | ∆ds* | Vdp | Vdmp | Кiа | Sd | ∆Bs | ∆Ts |  
                        | верхн. | нижн. | верхн. | нижн. | не более | верхн. | нижн. | верхн. | нижн. |  
                        | Oт 10 до 18 включ. | 0 | -12 | +3 | -15 | 12 | 9 | 15 | 20 | 0 | -200 | +250 | -250 |  
                        | Св. 18 » 30 » | -12 | +3 | -15 | 12 | 9 | 18 | 20 | -200 | +250 | -250 |  
                        | » 30 » 50 » | -12 | +3 | -15 | 12 | 9 | 20 | 20 | -240 | +250 | -250 |  
                        | » 50 » 80 » | -15 | +4 | -19 | 15 | 11 | 25 | 25 | -300 | +250 | -250 |  
                        | » 80 » 120 » | -20 | +5 | -25 | 20 | 15 | 30 | 25 | -400 | +500 | -500 |    * Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 - d ≤ 40 мм, 2(5) - d ≤ 180 мм. 41. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипниковкласса точности 0 категории С (повышенная точность)
 
 
                  
                    
                      
                        | d, мм | ∆dmр | ∆ds* | Vdp | Vdmp | Кiа | Sd | ∆Bs | ∆Ts |  
                        | верхн. | нижн. | верхн. | нижн. | не более | верхн. | нижн. | верхн. | нижн. |  
                        | От 10 до 18 включ. | 0   | -8 | +3 | -11 | 8 | 6 | 15 | 20 | 0   | -120 | +200 | 0 |  
                        | Св. 18 » 30 » | -10 | +3 | -13 | 10 | 7,5 | 18 | 20 | -120 | +200 | 0 |  
                        | » 30 » 50 » | -12 | +3 | -15 | 12 | 9 | 20 | 20 | -120 | +200 | 0 |  
                        | » 50 » 80 » | -15 | +4 | -19 | 15 | 11 | 25 | 25 | -150 | +200 | 0 |  
                        | » 80 » 120 » | -20 | +5 | -25 | 20 | 15 | 30 | 25 | -200 | +200 | -200 |    * Для подшипников серий диаметров 1;2(5)  и 3(6), причем для серий диаметров 1 - d ≤ 40мм, 2(5)-d ≤ 180 мм 42. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипников класса точности 0 категории В
 
 
                  
                    
                      
                        | d, мм | ∆dmр | ∆ds* | Vdp | V dmp | Кiа | Sd | ∆Bs | ∆Ts | ∆Tis |  
                        | верх. | нижн. | верхн. | нижн. | не более | верх. | нижн. | верх. | нижн. | верх. | нижн. |  
                        | Oт 10 до 18 включ. | 0 | -8 | +3 | -11 | 8 | 6 | 15 | 20 | 0 | -120 | +200 | 0 | +100 | 0 |  
                        | Св. 18 » 30 » | -10 | +3 | -13 | 10 | 7,5 | 18 | 20 | -120 | +200 | 0 | +100 | 0 |  
                        | » 30 » 50 » | -12 | +3 | -15 | 12 | 9 | 20 | 20 | -120 | +200 | 0 | +100 | 0 |  
                        | » 50 » 80 » | -15 | +4 | -19 | 15 | 11 | 25 | 25 | -150 | +200 | 0 | +100 | 0 |  
                        | » 80 » 120 » | -20 | +5 | -25 | 20 | 15 | 30 | 25 | -200 | +200 | -200 | +100 | -100 |    *Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 - d ≤ 40 мм, 2(5) - d≤ 180мм. 43. Предельные отклонения, мкм, наружных колец роликовых конических подшипниковкласса точности 0 категории С
 
 
                  
                    
                      
                        | D, мм | ∆Dmp | ∆Ds* | VDp | VDmp | Kea |  
                        | верхн. | нижн. | верхн. | нижн. | не более |  
                        | От 18 до 30 включ. | 0 | -12 | +2 | -14 | 12 | 9 | 18 |  
                        | Св. 30 » 50 » | -14 | +3 | -17 | 14 | 11 | 20 |  
                        | » 50 » 80 » | -16 | +4 | -20 | 16 | 12 | 25 |  
                        | » 80 » 120 » | -18 | +5 | -23 | 18 | 14 | 35 |  
                        | » 120 » 150 » | -20 | +6 | -26 | 20 | 15 | 40 |  
                        | » 150 » 180 » | -25 | +7 | -32 | 25 | 19 | 45 |  
                        | » 180 » 250 » | -30 | +8 | -38 | 30 | 23 | 50 |    *Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 -D ≤ 80 мм, 2 - D≤ 315 мм.Примечание. Предельные отклонения ширины колец не нормированы. Однако наибольший размер ширины колец не должен превышать номинальный размер.
 44. Предельные отклонения, мкм, наружных колец роликовых конических подшипников класса точности 0 категории С (повышенная точность)
 
 
                  
                    
                      
                        | D, мм | ∆Dmp | ∆Ds* | VDp | VDmp | Kea |  
                        | верхн. | нижн. | верхн. | нижн. | не более |  
                        | От 18 до 30 включ. | 0 | -9 | +2 | -11 | 9 | 6 | 18 |  
                        | Св. 30 » 50 » | -11 | +3 | -14 | 11 | 8 | 20 |  
                        | » 50 » 80 » | -13 | +4 | -17 | 13 | 9 | 25 |  
                        | » 80 » 120 » | -15 | +5 | -20 | 15 | 11 | 35 |  
                        | » 120 » 150 » | -18 | +6 | -24 | 18 | 14 | 40 |  
                        | » 150 » 180 » | -25 | +7 | -32 | 25 | 19 | 45 |  
                        | » 180 » 250 » | -30 | +8 | -38 | 30 | 23 | 50 |    * Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 -D ≤ 80 мм, 2 - D≤ 315 мм.Примечание. Предельные отклонения ширины колец не нормированы. Однако наибольший размер ширины колец не должен превышать номинальный размер.
 45. Предельные отклонения, мкм, наружных колец роликовых конических подшипниковкласса точности 0 категории В
 
 
                  
                    
                      
                        | D, мм | ∆Dmp | ∆Ds* | VDp | VDmp | Kea | ∆Сs* | ∆Т2s* |  
                        | верхи. | нижн. | верхн. | нижн. | не более | верхн. | нижн. | верхн. | нижн. |  
                        | От 18 до 30 включ. |  | -9 | +2 | -11 | 9 | 6 | 18 | Равно ∆Вs, того же
 подшип-
 ника
 | +100 | 0 |  
                        | Св. 30 » 50 » |  | -11 | +3 | -14 | 11 | 8 | 20 | +100 | 0 |  
                        | » 50 » 80 » |  | -13 | +4 | -17 | 13 | 9 | 25 | +100 | 0 |  
                        | » 80 » 120 » | 0 | -15 | +5 | -20 | 15 | 11 | 35 | +100 | 0 |  
                        | » 120 » 150 » |  | -18 | +6 | -24 | 18 | 14 | 40 | +100 | -100 |  
                        | » 150 » 180 » |  | -25 | +7 | -32 | 25 | 19 | 45 | +200 | -100 |  
                        | » 180 » 250 » |  | -30 | +8 | -38 | 30 | 23 | 50 | +200 | -100 |    *Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 -D≤ 80мм, 2 - D≤  315 мм. 46. Предельные отклонения, мкм, тугих колецупорных и упорно-радиальных подшипников
 
 
                  
                    
                      
                        | d, d2, MM | Классы точности 0, 6, 5 | Классы точности 4 и 2 |  
                        | ∆dmp, ∆d2mp нижние
 | Vdp, V2dp не более
 | ∆dmp, ∆d2mp нижние
 | Vdp, V2dp не более
 |  
                        | Менее 18 | -8 | 6 | -7 | 5 |  
                        | 18÷30 | -10 | 8 | -8 | б |  
                        | 30 ÷50 | -12 | 9 | -10 | 8 |  
                        | 50÷80 | -15 | 11 | -12 | 9 |  
                        | 80 ÷120 | -20 | 15 | -15 | 11 |    *Верхние предельные отклонения равны нулю. 47. Предельные отклонения, мкм, свободных колецупорных и упорно-радиальных подшипников
 
 
                  
                    
                      
                        | D, мм | Классы точности 0, 6, 5 | Классы точности 4 и 2 |  
                        | ∆Dmp нижние* | Vdp не более | ∆Dmp нижние* | Vdp, не более |  
                        | 10 ÷ 18 | -11 | 8 | -7 | 5 |  
                        | 18÷30 | -13 | 10 | -8 | 6 |  
                        | 30÷50 | -16 | 12 | -9 | 7 |  
                        | 50÷80 | -19 | 14 | -11 | 8 |  
                        | 80 ÷ 120 | -22 | 17 | -13 | 10 |    *Верхние предельные отклонения равны нулю. 48. Биения, мкм, тугих и свободных колец шариковых и роликовых упорных подшипников
 
                  
                    
                      
                        | d, мм | Sj = Se, не более, для подшипников класса точности |  
                        | 0 | 6 | 5 | 4 | 2 |  
                        | Менее 18 | 10 | 5 | 3 | 2 | 1 |  
                        | 18÷30 | 10 | 5 | 3 | 2 | 1,2 |  
                        | 30÷50 | 10 | 6 | 3 | 2 | 1,5 |  
                        | 50÷80 | 10 | 7 | 4 | 3 | 2 |  
                        | 80÷120 | 15 | 8 | 4 | 3 | 2 |    Примечание. Для двойного подшипника допускаемые осевые биения Si и Sе равны осевым биениям соответствующего (при том же наружном диаметре) одинарного подшипника. 49. Предельные отклонения, мкм, наружных колец закрытых шариковых и роликовых радиаль-ных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников
 
 
                  
                    
                      
                        | D, мм | ∆Ds для подшипников класса точности |  
                        | 0 | 6 | 5 | 4 | 2 |  
                        | верхнее | нижнее | верхнее | нижнее | верхнее | нижнее | верхнее | нижнее | верхнее | нижнее |  
                        | 6÷ 18 | -5 | -13 | +3 | -10 | +2 | -7 | +1 | -6 | +1 | -4 |  
                        | 18÷ 30 | -6 | -15 | +4 | -12 | +3 | -9 | +2 | -7 | +1 | -5 |  
                        | 30÷50 | -8 | -19 | +6 | -15 | +4 | -11 | +3 | -9 | +1 | -5 |  
                        | 50÷ 80 | -10 | -23 | +8 | -19 | +6 | -15 | +3 | -10 | +1 | -5 |  
                        | 80÷120 | -13 | -28 | +10 | -23 | +8 | -18 | +3 | -11 | +1 | -5 |  
                        | 120÷ 150 | -15 | -33 | +12 | -27 | +9 | -20 | - | - | - | - |  
                        | 150÷180 | -19 | -44 | +15 | -33 | - | - | - | - | - | - |    Примечания: 1. Значения действительны для шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников класса точности 0 серий диаметров 1; 2 (5); 3(6) и 4, причем для серии диаметров 1 D ≤  80 мм.2. Значения действительны для шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических подшипников класса точности 6 серии диаметров: 1; 7 2 (5); 3(6) и 4, причем для серии диаметров 1 D ≤  95 мм.
 50. Предельные отклонения, мкм, конических отверстий с конусностью 1:12 внутренних колецподшипников класса точности 0
 
 
                  
                    
                      
                        | d, мм | ∆d∆dmр | ∆d1mр - ∆dmр | Vdp*2 не более
 | ∆ds верхнее*1
 | ∆d1s-∆ds |  
                        | верхнее*1 |  
                        | 10÷ 18 | +18 | +18 | 10 | +27 | +18 |  
                        | 18÷30 | +21 | +21 | 13 | +33 | +21 |  
                        | 30÷50 | +25 | +25 | 15 | +39 | +25 |  
                        | 50÷80 | +30 | +30 | 19 | +46 | +30 |  
                        | 80 ÷120 | +35 | +35 | 25 | +54 | +35 |    *1 Нижние предельные отклонения равны нулю. *2 Относится к любой единичной радиальной плоскости отверстия.
 Материалы.Твердость колец и тел качения
   Марку стали, твердость, обозначение других материалов, применяемых для изготовления деталей подшипников, указывают в конструкторской документации.Твердость колец и роликов из наиболее часто применяемых марок сталей приведена в табл. 51. Твердость шариков из этих материалов 63 ... 67 НRСэ.
 Неоднородность по твердости в пределах одного кольца подшипника должна быть не более 3 НRСэ.
 51. Твердость колец и роликов,работающих при температуре до 100 °С, НRС
 
 
                  
                    
                      
                        | Марка стали | Кольца со стенкой толщиной |  
                        | до 35 мм и ролики диаметром до 55 мм
 | св. 35 мм и ролики
 диаметром
 св. 55 мм
 |  
                        |   ШХ4ШХ15,
 ШХ15-Ш,
 ШХ15-В
 | 61 ... 64 | 59 ... 63 |  
                        |  |  
                        | 62 ... 66 |  
                        |  |  
                        |   ШХ15СГ*.ШХ15СГ-В*,
 ШХ15СГ-Ш*
 | 61 ... 65 |  
                        |   ШХ20СГ18ГТ
 | 61 ... 65 62 ... 66
 |  
                        |   15Г120Х2Н4А
 | 58 ... 62 59 ... 66
 |    *По заказу потребителя твердость колец со стенкой толщиной свыше 35 мм и роликов диаметром свыше 55 мм должна быть 61 ... 65 HRCэ.Требования табл. 51 не распространяются на подшипники, имеющие в условном обозначении дополнительные знаки Т, Т1 ... Т5.
 Если подшипники используют для работы при повышенных температурах, то для обеспечения стабилизации размеров детали подшипника подвергают отпуску при температурах выше 150 °С (на 50 °С выше рабочих температур), что отражают в условном обозначении: Т, Т1...Т5 (температура отпуска соответственно 200, 225, 250, 300, 350, 400 °С). Детали таких подшипников имеют несколько пониженную твердость.
 Кольца и тела качения подшипников, работающих при повышенных температурах (до 500 °С) или в агрессивных средах, изготовляют соответственно из теплопрочных или коррозионно-стойких сталей. Для подшипников, к которым предъявляют повышенные требования по ресурсу и надежности, применяют стали, подвергнутые специальным переплавам, уменьшающим содержание неметаллических включений, а также двойной переплав: электрошлаковый и вакуумно-дуговой.
 Сепараторы изготовляют в большинстве случаев из мягкой углеродистой стали марок 08кп, Юкп. Сепараторы высокоскоростных подшипников выполняют массивными из текстолита, фторопласта, латуни, бронзы. Материалы перечислены в порядке увеличения быстроходности.
   |